Когнитивная психология. Теория личностных конструктов

1. Люди активно формируют представления о явлениях и событиях путем их истолкования на основе выдвижения ги­потез, которые позволяют предвидеть, прогнозировать и контролировать будущие события.

• Любое осознаваемое человеком явление или событие в окружающей действительности всегда является предметом для многочисленных альтернативных истолкований («конструктный ольтерштивизм»}.

2. Индивидуальное поведение структурируется и опреде­ляется тем, как человек прогнозирует и истолковывает собы­тия, опираясь на личностные конструкты — устойчивые спо­собы когнитивной категоризации событий и явлений.

• Личностные конструкты обеспечивают человеку осмысле­ние событий и явлений по различным основаниям.

• Личностные конструкты биполярны и дихотомичны (име­ют два полюса: полюс сходства и полюс контраста).

• Конструкты имеют ряд характеристик: а) диапазон приме­нимости — широта.ситуаций, где конструкт может использоваться; б) фокус применимости — ситуации, в которых субъект всегда опирается на данный конструкт; в) «прони­цаемость» («непроницаемость») для преобразований при объяснении и предсказании новых явлений.

3. Психологические характеристики личности зависят от индивидуальных особенностей личностных конструктов, опираясь на которые человек прогнозирует события. Чело­век организует свое поведение не столько путем реагирова­ния на воздействия внешних событий, сколько опираясь на свои способы интерпретации событий и явлений.

• Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретиру­ют события, опираясь на личностные конструкты.

• Система конструктов меняется в соответствии с успешно­стью (неуспешностью) прогнозирования и интерпретации повторяющихся событий и явлений.

4. Каждый человек уникальным образом развивает и ор­ганизует ранговые отношения между конструктами.

• Чем более сходны личностные конструкты и интерпрета­ция опыта на их основе у двух людей, тем более сходным будет их поведение и личностные особенности.

• Межличностное понимание присутствует в той мере, в ка­кой один человек способен анализировать интерпретаци­онные процессы другого, и наоборот.

• Мотивационные утверждения в большей степени характе­ризуют того, кто их высказывает, чем того, чьи мотивы ха­рактеризуются или обсуждаются.

5. Психически развитая личность имеет ряд характери­стик.

• Стремление оценивать свои конструкты и проверять пра­вильность своих интерпретаций поведения и отношений к другим людям.

• Установка на изменение конструктов в случае их прогнос­тической неэффективности.

• Желание расширять диапазон, объем и охват своей конструктной системы.

• Хорошо развитый репертуар ролей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: