В рамках мировой научной психологии существует множество теоретических подходов к объяснению процессов
мотивации человека. Наилучшее представление об их многообразии можно получить из работы Хайнца Хекхаузена «Мотивация и деятельность».
Так, в психодинамических, теориях присутствуют гипотезы об инстинктивной и врожденной природе потребностей и мотивов. Например, у У. Макдаугалла в основе различных мотивов лежат инстинкты. При этом отмечается, что каждому инстинкту соответствует: а) определенная эмоция, составляющая «ядро инстинкта»; б) определенная предрасположенность к избирательному восприятию различных факторов среды, которое зависит от состояния организма (диспозиция); в) определенный тип двигательной (поведенческой) активности.
У 3. Фрейда в качестве движущей силы поведения выступает две группы инстинктов: а) инстинкты жизни, продолжения рода, связанные с переживанием удовольствия, — либидо; б) инстинкты разрушения, связанные с преодолением препятствий на пути к достижению удовольствий, переживанием гнева и стремлением к энтропии, — танатос.
|
|
• Каждый из инстинктов характеризуется: а) наличием потребности; б) направленностью поведения и психики на устранение или редукцию потребности; в) возможными объектами, которые потенциально обеспечивают удовлетворение потребности; г) количеством энергии, требующейся для удовлетворения потребности (см. выше: теорииличности).
У А. Адлера главный врожденный мотив человека — стремление к превосходству и совершенству, которое может приобретать как конструктивный, так и деструктивный характер. При этом предполагается, что:
• зависимость в раннем детстве от родителей вызывает чувство неполноценности, которое может перерастать в комплекс неполноценности у взрослого человека. Этому способствует неполноценность органов, чрезмерная опека, отвержение со стороны родителей;
• в ответ на комплекс неполноценности может появляться: а) гиперкомпенсация - преувеличенное стремление к преодолению неполноценности; б) комплекс превосходства - высокомерие, хвастовство, эгоцентричность.
У К. Юнга полагается, что человек мотивирован интрапси-хической, врожденной, диффузной, творческой жизненной силой, которая может проявляться и реализовываться различными путями. При этом центральную роль в способах удовлетворения мотивов и организации поведения играют наследуемые субъектом архетипы — образы, происхождение которых уходит в глубь истории и эволюции человечества.
В гуманистических теориях мотивации присутствуют гипотезы о наличии «основных, базовых, собственно человеческих» мотивов. Например, у К. Роджерса главным мотивом поведения человека является врожденное стремление к самоактуализации. У В. Франкла (экзистенциальное направление) главным мотивом поведения человека является врожденное стремление к поиску смысла своей жизни, своего существования. У А. Маслоу развитие личности связано с проявлением потребности (мотива) в самоактуализации, которая приобретает относительную самостоятельность и независимость от других потребностей и мотивов (см. выше: теории личности).
|
|
9.1.1. Поведенческие и когнитивные теории мотивации Классический бихевиоризм
1. Внешняя активность организма исходно побуждается внутренним мотивационным состоянием - «драйвом» (drive), которое зависит от нужды, первичной потребности (пееё).
2. Существует совокупность врожденных первичных потребностей: голод, жажда, избегание боли, потребность в продолжении рода и т. д.
3. Все новые формы направленной предметной активности - вторичные потребности — живые организмы приобре-
тают на основе научения в соответствии с механизмами классического и оперантного обусловливания.