Мотивы человека и их формирование

В рамках мировой научной психологии существует мно­жество теоретических подходов к объяснению процессов

мотивации человека. Наилучшее представление об их мно­гообразии можно получить из работы Хайнца Хекхаузена «Мотивация и деятельность».

Так, в психодинамических, теориях присутствуют гипотезы об инстинктивной и врожденной природе потребностей и мотивов. Например, у У. Макдаугалла в основе различных мотивов лежат инстинкты. При этом отмечается, что каждо­му инстинкту соответствует: а) определенная эмоция, со­ставляющая «ядро инстинкта»; б) определенная предраспо­ложенность к избирательному восприятию различных фак­торов среды, которое зависит от состояния организма (диспозиция); в) определенный тип двигательной (поведен­ческой) активности.

У 3. Фрейда в качестве движущей силы поведения высту­пает две группы инстинктов: а) инстинкты жизни, продол­жения рода, связанные с переживанием удовольствия, — ли­бидо; б) инстинкты разрушения, связанные с преодолением препятствий на пути к достижению удовольствий, пережи­ванием гнева и стремлением к энтропии, — танатос.

Каждый из инстинктов характеризуется: а) наличием по­требности; б) направленностью поведения и психики на устранение или редукцию потребности; в) возможными объектами, которые потенциально обеспечивают удовлет­ворение потребности; г) количеством энергии, требую­щейся для удовлетворения потребности (см. выше: теорииличности).

У А. Адлера главный врожденный мотив человека — стремление к превосходству и совершенству, которое может приобретать как конструктивный, так и деструктивный ха­рактер. При этом предполагается, что:

• зависимость в раннем детстве от родителей вызывает чув­ство неполноценности, которое может перерастать в комп­лекс неполноценности у взрослого человека. Этому спо­собствует неполноценность органов, чрезмерная опека, отвержение со стороны родителей;

• в ответ на комплекс неполноценности может появляться: а) гиперкомпенсация - преувеличенное стремление к преодолению неполноценности; б) комплекс превосходст­ва - высокомерие, хвастовство, эгоцентричность.

У К. Юнга полагается, что человек мотивирован интрапси-хической, врожденной, диффузной, творческой жизненной силой, которая может проявляться и реализовываться различ­ными путями. При этом центральную роль в способах удов­летворения мотивов и организации поведения играют насле­дуемые субъектом архетипы — образы, происхождение кото­рых уходит в глубь истории и эволюции человечества.

В гуманистических теориях мотивации присутствуют ги­потезы о наличии «основных, базовых, собственно челове­ческих» мотивов. Например, у К. Роджерса главным моти­вом поведения человека является врожденное стремление к самоактуализации. У В. Франкла (экзистенциальное на­правление) главным мотивом поведения человека является врожденное стремление к поиску смысла своей жизни, своего существования. У А. Маслоу развитие личности свя­зано с проявлением потребности (мотива) в самоактуализа­ции, которая приобретает относительную самостоятель­ность и независимость от других потребностей и мотивов (см. выше: теории личности).

9.1.1. Поведенческие и когнитивные теории мотивации Классический бихевиоризм

1. Внешняя активность организма исходно побуждается внутренним мотивационным состоянием - «драйвом» (drive), которое зависит от нужды, первичной потребности (пееё).

2. Существует совокупность врожденных первичных потребностей: голод, жажда, избегание боли, потребность в продолжении рода и т. д.

3. Все новые формы направленной предметной активно­сти - вторичные потребности — живые организмы приобре-

тают на основе научения в соответствии с механизмами классического и оперантного обусловливания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: