С 11 - 13 лет появляются формальные операционные схемы, которые обеспечивают организацию оперирования над конкретными группировками. Открывается возможность теоретических построений, относительно свободных по отношению к реальному миру.
12 - 14 лет - становление формальных операций: гипоте-тико-дедуктивная логика и комбинаторика.
От 13 - 14 лет - достижение формальных операций: структура «решетки» и группа четырех трансформаций (ШКС).
9. Группировки из операций и схем формируются в трех основных сферах:
• в области операций с дискретными элементами — логические операции;
• в области операций с непрерывными величинами - инфралогические операции;
• в области отношений целей и средств, что приводит к мышлению о ценностях.
10. Следует различать два аспекта познания, которые развиваются из одного общего источника - сенсомоторных действий, но имеют разные линии развития и дают разные знания о действительности: фигуративный и операторный.
• Фигуративные структуры позволяют воспринимать, опознавать и представлять явления: а) восприятие; б) подражание, имитацию (в широком значении, включая графи-
|
|
ческую имитацию - рисование); б) репрезентации в форме умственных образов.
• Операторные структуры обеспечивают знания о преобразова-нии одного явления в другое, одной конфигурации в другую: а) совокупность и организация действий с предметами; б) совокупность и организация умственных операций.
11. Фигуративным и операторным структурам интеллекта соответствуют два типа абстракции:
• эмпирическая абстракция, когда информация извлекается из объектов (фигуративные структуры). От объекта абстрагируются его пространственно-временные и физические характеристики;
• рефлексивная абстракция, когда информация извлекается субъектом из своих действий (операциональные структуры).
От объекта абстрагируются характеристики, относящиеся к самим действиям, которые этот объект преобразуют.
12. Обобщения в форме понятий нельзя рассматривать как абстракции из восприятий. В понятии следует различать содержание и форму.
• Содержание понятий определяется процессами восприятия.
Воспринимаемые и репрезентируемые образы выступают опорой для мышления, на которой фиксируются и воспроизводятся операциональные схемы.
• Форма понятий конструируется на основе активной координации действий в операциональные схемы, которые выступают фундаментальными элементами мышления.
• При этом овладение речью нельзя рассматривать в качестве источника формирования интеллекта и логики. Речевое развитие и логика обеспечиваются развитием операциональных схем.
|
|
13. Существует взаимное пересечение семиотических функций и фигуративных функций в интеллектуальном развитии человека.
• Имитация, умственный образ и изобразительная деятельность являются одновременно семиотическими и фигуративными.
Следует различать три основных типа семиотических функций (вслед за Ф. Соссюром):
• индексы - обозначающие, неотделимые материально, пространственно, во времени от того, что они обозначают;
• символы - обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, но имеют определенное сходство с обозначаемым;
• знаки - обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, носят условный характер и могут вводиться произвольно.
14. В процессах восприятия следует различать', а) зрительно-двигательную центрацию на элементах поля восприятия, организуемую внешними объектами; б) перцептивно-исследовательскую деятельность, организуемую интеллектуальными схемами.
До 7 лет у детей актуализируются преимущественно статичные репродуктивные образы.
После 7 - 8 лет появляются антиципирующие образы и действия по их трансформации.