1. Выполнение творческого мыслительного действия, подчиненного определенной цели, реализуется посредством умственных операций - автоматизированных, неосознаваемых приемов и способов решения.
2. Каждая операция в зависимости от функциональной необходимости в процессе решения по отношению к цели действия приобретает операциональное значение.
• Эффективность используемых операций (их операциональное значение) определяется: а) достижением цели и решением задачи; б) наиболее простым способом решения, основанным на выборе определенных операций из диапазона возможных и необходимых.
3. В процессе решения задач операциональное значение отбираемых и реализуемых операций не осознается, но эмоционально переживается субъектом как операциональный смысл.
• Операциональный смысл через осознаваемую цель и смысл действия связан с мотивом реализуемой деятельности.
• Смысл операции, используемой в ходе решения задачи, может быть зарегистрирован: а) объективно - по сдвигам физиологических показателей (ЧСС, КГР и др.); б) субъективно, в самоотчете испытуемого - как переживание эмоционального состояния (например, в форме «озарения», инсайта).
|
|
4. Новый способ установления межпредметных связей и отношений в определенной ситуации при решении задачи эмоционально фиксируется. В последующем эмоциональные переживания определяют направления поиска решения задач в аналогичных ситуациях.
• Регулирующая функция эмоций в процессах решения задач, как правило, не осознается субъектом.
• Переживаемые эмоции могут (в лаборатории) регистрироваться по вегетативным изменениям, опережающим выполнение успешного действия (механизм эмоционального предвосхищения).
Глава 12
Структурные, функциональные и генетические теории памяти человека
Теории и модели памяти в когнитивной психологии
Модели организации процессов памяти в когнитивной психологии
Кратковременная память
Ограниченность объема: в среднем 5 - 7 единиц информации. При этом сложность единиц запоминаемого материала может увеличиваться.
Существуют различные способы кодирования и сохранения информации: зрительное, слуховое, семантическое.