Психологический механизм эмоционального предвосхищения в процессах решения мыслительных задач

1. Выполнение творческого мыслительного действия, подчиненного определенной цели, реализуется посредством умственных операций - автоматизированных, неосознавае­мых приемов и способов решения.

2. Каждая операция в зависимости от функциональной необходимости в процессе решения по отношению к цели действия приобретает операциональное значение.

Эффективность используемых операций (их операцио­нальное значение) определяется: а) достижением цели и решением задачи; б) наиболее простым способом реше­ния, основанным на выборе определенных операций из диапазона возможных и необходимых.

3. В процессе решения задач операциональное значение от­бираемых и реализуемых операций не осознается, но эмоцио­нально переживается субъектом как операциональный смысл.

• Операциональный смысл через осознаваемую цель и смысл действия связан с мотивом реализуемой деятельно­сти.

• Смысл операции, используемой в ходе решения задачи, может быть зарегистрирован: а) объективно - по сдвигам физиологических показателей (ЧСС, КГР и др.); б) субъек­тивно, в самоотчете испытуемого - как переживание эмо­ционального состояния (например, в форме «озарения», инсайта).

4. Новый способ установления межпредметных связей и отношений в определенной ситуации при решении задачи эмоционально фиксируется. В последующем эмоциональ­ные переживания определяют направления поиска решения задач в аналогичных ситуациях.

• Регулирующая функция эмоций в процессах решения за­дач, как правило, не осознается субъектом.

• Переживаемые эмоции могут (в лаборатории) регистриро­ваться по вегетативным изменениям, опережающим вы­полнение успешного действия (механизм эмоционального предвосхищения).

Глава 12

Структурные, функциональные и генетические теории памяти человека

Теории и модели памяти в когнитивной психологии

Модели организации процессов памяти в когнитивной психологии

Кратковременная память

Ограниченность объема: в среднем 5 - 7 единиц информа­ции. При этом сложность единиц запоминаемого материа­ла может увеличиваться.

Существуют различные способы кодирования и сохране­ния информации: зрительное, слуховое, семантическое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: