1. Для каждой категории (класса) предметов существуют наиболее репрезентативные по сравнению с другими концепты. Они быстрее и легче воспроизводятся субъектом и выступают в качестве прототипа этого класса.
• Прототипы служат для размежевания классов друг от друга.
2. Существуют предпочтительные уровни категоризации - базовые уровни, которые позволяют сохранить максимум признаков, необходимых для того, чтобы дифференцировать объекты друг от друга.
• Особенности категорий базового уровня:
а) являются наиболее абстрактными из допускающих образную репрезентацию;
б) являются предпочтительными для называния;
в) при переходе с нижестоящего на базовый концептуальный уровень теряется совсем немного атрибутов; при переходе с базового на вышестоящий концептуальный уровень теряется очень много атрибутов.
• Прототипы часто служат смысловым ядром предложений.
• Категории усваиваются людьми значительно быстрее с помощью прототипов.
Д. Андерсон, Г. Бауэр
|
|
Модель организации понятий в форме пропозициональных сетей. «Ассоциативная память человека»
1. Базовой когнитивной единицей, которая входит в семантическую переработку, является пропозиция (высказывание), образованная из субъекта, предиката и их аргументов.
• Опыт человека фиксируется в долговременной памяти в форме семантических единиц, которые можно представить как пропозиции - наименьшие единицы знания, которые могут быть выражены в отдельном высказывании.
2. Пропозиции могут иметь различные по сложности и разветвленности структуры.
3. Структурно пропозиции могут складываться из ряда универсальных составляющих.
• Пропозиция может включать: а) содержание факта или события; б) контекст, в котором происходит событие или существует факт.
• Факт (событие) может включать: а) субъект; б) предикат; в) объект; г) различные отношения.
* 293
• Контекст может включать: а) информацию о месте; б) информацию о времени.
П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт