Теория (модель) концептуальных прототипов в организации семантических связей

1. Для каждой категории (класса) предметов существуют наиболее репрезентативные по сравнению с другими кон­цепты. Они быстрее и легче воспроизводятся субъектом и выступают в качестве прототипа этого класса.

• Прототипы служат для размежевания классов друг от дру­га.

2. Существуют предпочтительные уровни категориза­ции - базовые уровни, которые позволяют сохранить мак­симум признаков, необходимых для того, чтобы дифферен­цировать объекты друг от друга.

• Особенности категорий базового уровня:

а) являются наи­более абстрактными из допускающих образную репрезен­тацию;

б) являются предпочтительными для называния;

в) при переходе с нижестоящего на базовый концептуаль­ный уровень теряется совсем немного атрибутов; при пере­ходе с базового на вышестоящий концептуальный уровень теряется очень много атрибутов.

• Прототипы часто служат смысловым ядром предложе­ний.

• Категории усваиваются людьми значительно быстрее с по­мощью прототипов.

Д. Андерсон, Г. Бауэр

Модель организации понятий в форме пропозициональных сетей. «Ассоциативная память человека»

1. Базовой когнитивной единицей, которая входит в се­мантическую переработку, является пропозиция (высказы­вание), образованная из субъекта, предиката и их аргумен­тов.

• Опыт человека фиксируется в долговременной памяти в форме семантических единиц, которые можно предста­вить как пропозиции - наименьшие единицы знания, которые могут быть выражены в отдельном высказыва­нии.

2. Пропозиции могут иметь различные по сложности и разветвленности структуры.

3. Структурно пропозиции могут складываться из ряда универсальных составляющих.

• Пропозиция может включать: а) содержание факта или со­бытия; б) контекст, в котором происходит событие или су­ществует факт.

• Факт (событие) может включать: а) субъект; б) предикат; в) объект; г) различные отношения.

* 293

• Контекст может включать: а) информацию о месте; б) ин­формацию о времени.

П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: