Эпистемы научного познания

Итак, в основе научного познания лежат недоказуемые гипотетические предпосылки науки или эпистемы (от эпистомо - знание). Эпистемы не могут быть доказаны средствами науки и принимаются как аксиомы на веру (вера- принятие чего-либо как истинного без эмпирических и рациональных обоснований).

Перечислим главные эпистемы, сопровождая их высказываниями крупнейших ученых.

1.Эпистема реализма: изучаемый наукой мир является объективной реальностью, существующей вне сознания познающего субъекта, хотя и допускается влияние познавательных актов субъекта на объективный мир. (Хотя и допускается влияние познавательных актов на эту реальность).

А.Эйнштейн: «Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта лежит в основе всего естества знания».

И.Кант: «… нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто-нибудь вздумал подвергнуть его сомнению».

2. Эпистема закономерности мира предполагает, что во Вселенной существует закономерный порядок, а не хаос. Тем самым утверждается существование объективных законов природы, общих, вневременных, неизменных.

Отец кибернетики Н.Винер: «… однако, без веры, что природа подчинена законам, не могло быть никакой науки». Один из создателей квантовой физики Э.Шредингер: «Эта мысль о закономерности в природе, лежащая в основе всей современной науки, должна ей предшествовать, ибо лишь она придаёт нам смелости создавать науку».

3. Эпистема познаваемости мира – вера в то, что окружающий нас мир познаваем нашим разумом, эта вера в возможность познания законов природы.

А.Эйнштейн: «Самое непостижимое в мире то, что он постижим». Он же: «Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность».

Таким образом, эпистемы познания образуют нижний уровень обоснования научного знания, на котором, строго, говоря, отсутствует доказательность и аргументом является убеждение, вера в справедливость принимаемых познавательных аксиом, разделяемая сообществом ученых. В основании науки лежит система недоказуемых постулатов.

Классический идеал научности, создаваемый в круге точных наук формулирует некий познавательный стандарт или эталон с монологическим характером познания, то-есть отношений в диаде «познающий субъект – познаваемый объект». В.М.Бахтин писал: «Точные науки – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект – познающий…. Ему противостоит только безгласная вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят как вещь» [ c.363 ].

Главные цели научного познания, cогласно КИН, – поиск научных законов, теорий, закономерностей, классификаций, типологий, нахождение причинно-следственных связей между явлениями. Налицо ориентация в познании разных объектов на общее, устранение единичного, уникального, что позволяет проводить типологию п общим признакам. Ориентация на количественные методы позволяет точно оценивать качество получаемых данных, проводить их сравнение, определять воспроизводимость результатов исследования и т.д.

Как отмечал М.М.Бахтин, в естественно-научном познании реализуются субъект-объектные, монологические отношения между исследователем и явленииями изучаемой реальности [ ].

В итоге развития классической науки создается классическая картина мира, в основе корой лежит декартовская, ставшая классической, идея рациональности научного познания, ставшая характерной особенностью западной науки и цивилизации. Дальнейшее развитие науки привело к новым научным революциям, картинам мира и к созданию новых идеалов научности.

Вопросы и задания:

1. Раскройте содержание классического идеала научности (КИН).

2. Дайте анализ истинностного критерия КИН.

3. Для каких направлений и школ психологии классический идеал научности особенно актуален.

4.Какие эпистемы познания кажутся вам самоочевидными, не требующими доказательств.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: