От Джона Локка идет генетический подход.
Любое явление, рассматриваемое психологией, должно для адекватного объяснения изучаться в развитии (эволюции).
Факторы развития для человека - биологические, социальные в том числе освоение культуры. Натуральное и культурное развитие. Существует диалектика их взаимодействия. Принцип развития трактуется как взаимосвязь изменений психологических явлений и порождающих их причин. Изменение психологических явлений характеризуются как новообразование психики, включение в целостную систему.
Основные проблемы:
- спор нативистов (эндог.) и эмпириков (экзо).
- роль внутреннего (эндогенного) развития психики обусловленного природой и внешнего (экзогенного), обусловленного воздействиями окружающей среды.(современный вариант бихевиористского взгляда).
Например Фрейд: '' Индивид в детстве повторяет развитие рода человека.''
В. Штерн -- теория конвергенции эндогенных и экзогенных факторов в психогенезе.
2 вида развития:
- рост, как созревание
|
|
- развитие как обучение
Созревание, это такой процесс, который зависит от?
особенностей.
Обучение - изменение работоспособности, возникающей на основе индивидуально выработанных действий.
Принцип развития в психологии.
От Дарвина, Скиннера и Сечинова.
За ним стоит генетический подход, исследование психических явлений.
В материалистической психологии существует естественное саморазвитие всех явлений и процессов реальной действительности, детерминировавшей их внутренними и внешними условиями. Смена формы и явлений от простых к сложным. Смена фаз, стадий, возвращение к старому на новой основе.
Внутренние противоречия между противоположными тенденциями. Постепенный переход количественных изменений в качественные, и психические новообразования.
Движущие силы: Пиаже - уравновешивание для адаптации.
Фрейд - либидо (стремление к наслаждениям) и
мортидо (к разрушению).
Наиболее радикальная попытка продолжения нативизма и эмпиризма принадлежит Ж. Пиаже. В его теории умственное развитие ребенка это процесс -- социализация естественного от рождения человеческого существа. Проблема обучения и развития.
Личностный подход, как методологический