В основе этого принципа лежат положения С. Л. Рубинштейна о единстве психики, сознания и деятельности.
С. Л. Р. '' деятельность и сознание не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое, целое не тождество, но единство.''
Позже термин единство был заменен термином связь.
Не может быть без сознания деятельности и деятельности без сознания. Не выявляющееся в деятельности сознание - миф, нечто не существующее. На этом пути возникает возможность объективного исследования психики и сознания: от деятельности и ее продуктов к выявляющимся в ней психическим процессам.
Но между сознанием иповедением нет однозначного соответствия. Два поведенческих акта может быть тождественным но иметь разное психологическое содержание (разные мотивы).
И наоборот: кажущиеся различными акты могут иметь сходное психологическое содержание.
Психологическое исследование и должно использовать и раскрывать эти сходства и расхождения. Все частные методы психологии должны тем или иным способом устранять психологическую многозначность непосредственно наблюдаемых форм поведения и выявлять конкретные действительные связи сознания и деятельности.
Принцип связи сознания и деятельности становится основой всех объективных методов.
Здесь важно также понимать трактовку, которая была переосмыслена в современной психологии.
психики как исключительно внутреннего.
деятельности как внешнего.
Тот факт, что психика непременно проявляется, объективно существующая характеристика психики.
Точно так же деятельность не сводится только к внешнему. Она имеет внутреннюю сторону, но в ней тоже есть единство внешнего и внутреннего.
Сознание и психика в целом оказываются внутренней характеристикой деятельности.
Внешняя характеристика психики - протекать в форме элементов поведения.