Текст анкеты

Если текст анкеты превышает 3-5 страниц, то она явно затрагивает несколько позиций (блоков) и требует некоего смыслового разделения. Нужно сделать переходную фразу между блоками. Человеку нужно перестроиться. В некоторых анкетах были включены картинки. Каким образом располагать блоки? Где какие сделать акценты? Это зависит от конкретных теоретических задач. Существует очень много рекомендаций по структуре анкеты.

1. Целесообразно начинать анкету с самых простых вопросов - часто фактуальных (разминочные, чтоб челвоек постепенно вошел в идеи и текст анкеты). Но есть и другая точка зрения, рекомендующая рачинать анкету с "паспортички".

2. Схема расположения блоков или разделов анкеты не должна воспроизводить логику программы исследования. Изучая жизнь студенчества, исследователь обращает больше внимания на учебу, например. Но это не значит, что именно это будет в анкете педалироваться.

3. Необходимо учитывать специфику, уровень культуры, а также практический опыт опрашиваемых. Специфика: например, опрашиваем местное население Чечни, где есть коренные чеченцы, мыслящие особенным образом. Уровень культуры должен учитываться обязательно (научное сообщество - можно и нужно воспользоваться терминологией, предприятие-завод - совершенно другое дело). Важно также учитывать практический опыт. Прием: "с какими явлениями вы сталкивались?". Человек мог не сталкиваться, поэтому он будет раздражаться и может не захотеть продолжить опрос. Нужно "посидеть в шкуре" респондента.

4. Нельзя строить вопрос сложно, в виде нудных конструкций, нельзя делать его содержание многозначным (когда его можно по-разному интерпретировать).

5. Важна последоватеьность вопросов в анкете. Если в предыдущих вопросов явление оценивается как положительное, респондент и дальше будет реагировать на него как на положительное, хотя исследователь может включать и негативные черты данного исследования.

6. По трудности вопросов сначала стараются задавать наиболее легкие и простые вопросы. Сначала общие вопросы, потом - детали. Мысль развертывается поэтапно в логике респондента, а не исследования.

7. Использование вопросов-ловушек для проверки добросовестности икспондентов и для проверки на усталость. (полчаса работы - оптимальный срок, к 45 минутам уже напряжение). Социолог может формулировать один и тот же вопрос по-разному, чтоб понять, что респондент отвечает на вопрос, понимая его одним образом. Правильно ли респондент фиксирует наш смысл. Но зачастую это может раздражать респондентов. Поэтому нужно проявить изворотливость и ловкость.

8. Нельзя задавать вопрос в отрицательной форме (тк они не интерпретируются)

Самое важное: Знать респондента в той области, в которой его опрашиваем.

Завершается паспортичкой - данными о социально-демографических данных респондента.

Внешне паспортичка производит впечатление формальной части анкеты, но это далеко не так. Функции:

· Социально-демографические характеристики используемой совокупности

· Данные паспортички активно участвуют в познавательном процессе в проверке многих гипотез. Ряд позиций паспортички выступает как независимые переменные.

· Данные паспортички используют для оценки качества выборочной совокупности. Например, в генеральной совокупности мужчин 45 процентов, а в выборочной 60! Аналогично можно проверить по стажу работы, возрасту и тп. Но эта проверка может быть осуществлена только при наличии аналогичных данных для генеральной совокупности.

Сейчас анкета поступает к респондентам в бумажном виде. Респонденты часто обращают внимание на расположение текста и шрифты.

Опросы посредством сетей, электронной почты и скайпа стали массовыми, но не в количественной методологии, а в качественной. Зафиксировать респондента на видео и тп. Эти технологии развиваются и применяются шире (это комфортность для респондента и социолога и тп). Электронные опросы страдают изъяном: отсутствуют базы, из которых можно было бы формировать выборочную совокупность, поэтому результаты опроса не позволяют адекватно сформировать выборочную совокупность.

2. Интервью - определения, сфера применения, виды интервью.

3. Интервью. Область использования. Типы интервью, их разновидности. Надежность данных. Достоинства и недостатки

4. Интервью. Специфика использования в количественных исследованиях. Достоинства и недостатки метода.

5. Наблюдение. Определение, требования к этому методу, его возможности. Условия наблюдения. Область применения

6. Метод наблюдения. Роль наблюдателя в различных видах наблюдения. Способы фиксации результатов Область применения. Сильные и слабые стороны метода

7. Социометрия. Истоки метода, его назначение. Объект социометрического измерения. Социометрическая конфигурация

8. Социометрия. Процедура отбора критериев оценки в группе. Измеряемые показатели и их интерпретация. Область применения метода.

9. Фокус-группа. Назначение и область применения. Основные принципы организации группы и проведения работы. Функции модератора и требования к нему. Области применения.

10. Фокус-группа. Назначение метода. Область применения. Процедура подбора участников фокус-групп. Принципы обработки полученных данных. Область применения

11. Тесты в социологическом исследовании. Определение. Назначение. Процедуры разработки. Области применения.

Тесты не относятся к социологическим методом, считается, что тесты закреплены за областью психологии. Получив социологическое образование, мы должны знать, что такое тест, тк он довольно часто используется в социологических исследованиях.

В социологии часто приходится использовать самые различные тесты. В практической жизни процедура тестирования используется в таких областях деятельности как отбор и аттестация кадров (это массовая процедура сейчас); управление персоналом, обучение. В масштабных исследованиях тесты не используются. Любят использовать в практической деятельности. Тест позволяет установить с помощью определенной процедуры то, что на практике будем устанавливать долго. Например, способен ли человек к длинной рутинной деятельности или же быстрая ли у человека реакция. Такие качества как добросовестность, конфликтность, толерантность и тп могут быть выявлены с помощью определенных тестовых процедур.

Добрянков: качество полученных после тестов данных колеблется от 20 до 70 %. для некоторых специальностей даже 20%-ый отсев очень важно. Но тестирование не гарантия. Человек способен к компенсаторике. Если человек знает проблему, он компенсирует дополнительной проверкой и тп.

Особым вопросом является грамотное применение теста. Это включает два момента: поиск тестов для конкретной группы с теми задачами, которые определяются именно для этой группы. И второе: поиск нормы для определенной группы тестируемых. Если для теста нет нормы, то это не тест! Скорость реакции у машиниста электропоезда и у менеджера разная и измяться должна по-разному.

Поскольку природа человека сложна, то использование одного единственного теста редко бывает эффективным и используются "батареи" тестов, то есть несколько тестов, соотношение которых заранее изучено.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: