История развития тестов на интеллект

Первая шкала Бине была создана в 1905 году и состояла из 30 заданий, трудность была определена эмпирически. Группа состояла из 50 детей в возрасте от 3 до 11 лет и была отобрана другими способами. Особый акцент уделялся на способность к рассуждению и тп. Сразу были видны пробелы и проблемы. В 1908 году шкала была переработана. Тесты были сгруппированы по возрастам. Группа была сформирована из 80% справившихся с тестами. Граница широка, тк уже были отобраны дети. В 1911 были переработаны.

Тесты использовали для решения слежующец проблемы: диагноз и классификация лиц с задержкой умственного развития. Это было ответом ра требования педагогов, которым было сложно учить детей всех одним потоком.

В тестах измеряется словарный запас, понимание нелепости, вербальных отношений, различные количественные характеристики и тп. А также абстрактное/нагладное мышление, умение оперировать определенными конструктами, умение использовать фигурки и тп. Широко используются тесты на память (на цифры, предметы и тп).

Векслер. 1939. Шкала интеллекта Векслерра-Бельвью. Она многократно перерабатывалась и в 1967 году она была разработана для дошкольников и младших школьников отдельно, и она включала в себя массу субтестов.

В дальнейшем получила признания и широко использовалась шкала Кауффмана. Разработана в начале 90-х годов. Включала батарею для детей, подросткой и взрослых.

Тесты нужны и для динамики развития человека.

12. Особенности проведения телефонного опроса. Время общения с респондентом, объем и содержание вопросов. Способ фиксации результатов. Область применения.

13. Виды вопросов в анкете и типы используемых измерительных шкал. Форма представления результатов

Открытие вопросы - респондент сам отвечает

Закрытые вопросы:

  • Множественный - респондент выбирает из предложеноого перечня одну или несколько позиций.

В закрытом вопросе область поиска ответов априорно задано исследователем с помощью какого-либо набора. Задача респондента состоит в выборе одного или нескольких ответов, которые отвечают его позиции.

Психологи считают, что есть активная и пассивная память. Некоторые вещи мы извлекаем из своего рода подсказок, которыми и выступают закрытые вопросы. Закрытые вопросы позволяют достаточно строго интерпретировать полученный ответ, поскольку все респонденты находятся в одинаковой ситуации. Этим исключаются разные трактовки. Рамки оценки суждений едины для всех респондентов. Компактность в удобстве обработки закрытых вопросов ведет к тому, что они чаще всего используются исследователями. Разработка закрытых вопросов предполагает соблюдения следующих правил:

  • Максимально полно предусмотреть все возможные варианты ответов во множественном вопросе
  • При большом числе позиций в вопросе (более 7) на первое место ставятся наиболее значимые позиции, поскольку рес
  • Длинный текст позиций в анкете раздражает респондента, и он склонен его пропустить.
  • Неясность текста, смысла позиций тоже побуждает к ее пропуску. Респондент, как правило, мыслит конкретно. Все позиции анкеты необходимо сформулировать в едином уровне конкретности, что часто бывает возможным толтко после обсуждения с респондентами
  • Нельзя задавать два смысловых критерия в одном вопросе. Например, моя работа высооплачиваема и интересна. Критерии редко совпадают в жизни.
  • Если вопрос содержит положительныеи отрицательные характеристики явления, их следует перемежать, поскольку перевисление только положительнвх или отрицательных характеристик создает определенную установку у респондента
  • Число позиций в вопросе не должно быть большим (7), иначе последние позиции респондент пропустит.
  • Шкалированные вопросы (шкальные). Их используют тогда, когда хотят оценить интенсивность (выраженность чего-то) в количественной форме.
  • Полузакрытые. Здесь просто добавляется в имеющемуся перечню позиция "другая". Респондент домысливает нам позицию, которая не включена нами. Она является важной.

14. Роль и место документов в социологическом исследовании. Типы документов. Оценка надежности данных. Источники получения документов

15. Метод контент-анализа. Назначение. Процедуры качественной и количественной обработки текстов, этапы работы, единицы анализа и счета.

В последние годы стал занимать устойчивые позиции. Это стало как обязательный фрагмент любого исследования.

Общая тема "контент-анализ" начинается с документальных источников в социологии. Этот подраздел носит самостоятельный характер, который связан не только с контент-анализом.

Практически все социологические исследования используют различные документы как на этапе разработки программы исследования, так и на этапе сбора и интерпретации данных. Документальная база социологов включает документы самого разного рода, объема и происхождения. Традиционное обыденное понимание документа как зафиксированная на бланке информация, подтвержденная печатью и штампом, в социологии не используется. Для социолога документ - практически любая информация, зафиксированная на любом носителе: на стене, на пергаменте, на флешке и тд. Помимо официальных документов социолог анализирует протоколы заседаний, публикации, источники личного характера - дневники, письма, квитанции, чеки. Эти документы могут быть представлены в виде печатной продукции, зафиксированы на видео и магнитных носителях. Огромной базой стал интернет. Особую роль в социологическихмисслндованиях занимает статистика самого разного рода: демографическая, экономическая, юридическая, образовательная, политическая и тп. Анализ статистики необходим для формирования выборки, выявления нужных исследователю фактов, динамики процессов. Многие вещи в социологии неправомерно изучать, не обратившись к статистическим данным. Социолог очень часто вынужден обращаться к законодательной базе, представленной в виде конституции и к законодательным и нормативным документам. Ценность документальных источников связана, прежде всего, с тем, что потоки информации буквально пронизввают все сферы жизнедеятельности общества. Законодательная информация выступает системоорганизующей и контролирующей для всего общества. Обходить эти моменты социолог не имеет право. Анализ документов обеспечивает в ряде случаев полноту представлений об изучаемом объекте. С точки зрения надежности получаемой информации, знания документальных источников дает эффект проверки и контроля данных, полученных другими методами.

Для социолога источником является все: будь то сборник анекдотов, надриси на заборе и т.п. Отношение к документам не обыденное.

Работа с документами имеет в социологии два направления:

  • Первое являет собой собственно работу с информацией. Например, изучая явления, обратимся к статистическим справочникам, архивам и т.п.
  • Контент-анализ представляет собой метод исследования, который работает на выдвижение гипотез, являясь полноправной единицей в числе других методов.

Контент-анализ документов. Контент-анализ относится и к качественным методам, и к количествам. Контент как количественная стратегия более разработанный и формализованный метод.

Контент-анализ - систематическая числовая (количественная) обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника.

Контент-анилз может быть использован для ответа на исследовательские вопросы, если имеется какой-то материальный носитель информации, имеющий отношение к интересующей нас теме. Уникальные документы для контент-анализа - кладбищенские надписи, гравировки, татуировки. Объектом может быть все что угодно, но это может быть осмысленно и обозначено в программе исследования.

Конвенционально считается, что начало контент-анализа - статья Спида "дают ли газеты сейчас новости?", написанная в 1993 году. Но сформулирована идея метода была Ласуэллом и Берельсоном. За это время появились новые вариации метода и новые способы к изучению социальной реальности; появились обработки и компьютерные программы.

Когда метод используется в камках количественного подхода, он базируется на единообразиистандартизированных правил поиска и подсчета количественных показателей. Создан жесткий костяк и далее он используется на протяжении всего исследования. Эта схема должна быть описана.

Совокупность сообщений (информации) классифицируетсы по следующем критериям: тип сообщения (художественная-специальная литература, протоколы заседаний, личные письма и т.д.), участники процесса коммуникации (организации-люди), место распространения (киоск, РНБ), частота появления, объем (большой или маленький) и способ распространения (от самого массового до самого уникального).

Наиболее частый прием - выделение в теоретической схеме:

· Имена; события; факты.

Контент-анализ позволяет нам сначала пойти туда, где мы может найти информацию о именах или же интересующих явлениях.

Есть такая схема, когда мы читаем текст и ставим "палочки" о количествах упоминаний нужной нам информации.

Изучаем Петра Первого. Но недостаточно просто фиксировать упоминание, нужно еще и фиксировать объемы текста. Потому что иногда Петр возникает как правитель, иногда как супруг, иногда как строитель флота и т.п. Нам нужно выявить, что важнее, что актуальнее для того времени и т.п.

Но тексты бывают разные по количеству информации. Вопрос, какой текст выбирать, как его кодировать и т.п. - это прерогатива исследования.

Основные процедуры контент-анализа:

Выделение смысловой единицы и единицы анализа. Смысловая единица - категория теоретическая, которую исследователь назначает на теоретическом этапе работы. Если исследование поисковое, описательное, разведовательное, можно назначить одно описание, а если мы уже знаем многое по теме, то другое. Например, Петр 1 сначала, а результаты деятельности Петра потом. Смысловая единица - или признак того сообщения, которое мы собираемся изучать, обсчитывать или оценивать. В качестве единиц анализа могут выступать различные термины, понятия и словосочетания. Мы придумываем классификацию, а потом оцениваем информацию и распределяем ее в эти группы классификации. Единицами анализа могут являться имена (сколько родилось Ваней, Машей и тп), организации, названия социальных институтов (названия вузов, институты образования, армии, церковь и тп). В ряде случаев изучается целостное событие и тогда смысловой единицей станет его типичное название. Например, Беслан, Болотная площадь и т.п. Эти события клишируются в словосочетания. В ряде случаев исследователь не может воспользоваться для подсчета только прямым названием или именем события. И тогда он оперирует темой. Тема - это некоторое сочетание слов или понятий, воплощенное во фразе или куске текст.

В качественной методологии имеет место процедура "перекодировки" на язык теоретической конструкции. Смысловые единицы выделяются, формулируются на основе содержаний гипотез исследования, диктуются методологическими посылками программы исследования. Смысловые единицы - теоретические конструкции. Процедура работы с понятиями и терминами может реализовываться в двух видах.

· Простой счет и отсчет терминов, названий, понятий.

· Выделяется ключевое, ведущее понятие и его основные эмпирические референты и индикаторы. (анализируем духовную и экономическую власть. Индикаторы для первой: честь, конфессия; для второй - капитал, ввп).

Вся процедура контент-анализа разрабатывается в виде специальной методики для решения конкретной задачи. Единой методики нет для контент-анализа. Каждый раз разрабатывается авторская методика. Смысловой единицей может быть фотография, рисунки, схемы и т.д. Фотография - наиболее легко воспринимаемая единица.

Этапы работы в контент-анализе:

1. Определение материала, в котором содержится нужная информация, его фиксация в строгих формализованных подходах. Если издание редкое, уникальное и малодоступное, то его анализ, как правило, реализуется в качественной методологии.

2. Выбор и формулировка единиц анализа. Это чисто теоретический этап. Каждый раз это конструируется в связи с тем, какая концептуальная схема выстраивается.

3. Единицами счета выступают либо сами единицы анализа, либо признаки-индикаторы, либо объем информации. Текста может быть много, а единиц счета мало... Они могут быть равны между собой, а могут быть и не равны.

Процедура контент-анализа имеет массу нюансов. Например, можем выяснять факт отношения кого-то к чему-то, а можем построить трехчленную шкалу (положительное-нейтральное-отрицательное отношение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: