Кл явственная парадигма в методологии

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

М.В.Киблицкая И.К.Масалков

Методология и дизайн исследования

встилекейсстади

Москва 2003


УДК 316 Hf:A............

ББК60.5:,,..r., /

K38

Рецензенты:

Доктор социологических наук, профессор В.В.Семенова.

Кандидат социологических наук И.М.Козина.

К38 Киблицкая М.В., Масалков И.К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс стади. -М.: Издательство Международного университета бизнеса и управления, 2003. - 287с.

Предлагаемая работа посвящена стратегии и процедурам социологического исследования в стиле «кейс стади» (case sludy), или как его иногда называют -«исследование случая*. Эта монография написана простым и доступным языком и содержит, прежде всего, необходимые базовые понятия и описание процедур для тех, кто собирается предпринять свой первый исследовательский проект, кто хочет строить теорию на содержании конкретной предметной области. В этой книге процедуры и техники разбираются детально, шаг за шагом. Описывае­мые процедуры не являются ни механическими, ни автомагическими, они не создают алгоритм, гарантирующий успешный результат. Предпочтительно применять их гибко и творчески в соответствии с обстоятельствами. Текст книги основан па живом опыте двух университетских преподавателей, которые сами проводили качественные исследонания и обучали атому студентов на семина­рах и консультациях в течение нескольких лет.

Как надеются авторы, книга, в силу своей прагматичности, будет интересна и полезна представителям разных профессий: социологам, экономистам, пси­хологам, историкам, а также и студентам гуманитарных факультетов, осва­ивающих качественную методологию.

ISBN 5-89313-055-3 © Киблицкая М.В., Масалков И

2003 © Социологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, 2003


I" Введение

Российская социология находится в ситуации самоопределения. Она перестала быть монолитом теоретического, методологического и идеологического планов. Социальные трансформации 1990-х годов в России потребовали переформулировки эпистемологических оснований социальных паук. В периоды глубоких социальных кри­зисов в обществе возникает потребность в переосмыслении существу­ющих и развитии нетрадиционных подходов к меняющейся социаль­ной реальности, в «методологической рефлексии» [55]. Ситуация современной России требует теоретического переосмысления спосо­бов ее научного изучения и объяснения в системе социологического знания. Идет поиск новых исследовательских стратегий, примени­мых в условиях современного высокодинамичного общества, когда меняется система ценностей, и слова теряют свой привычный смысл. Параллельно формируется новый методический инструментарий, более адекватный в современных условиях перехода к полиструктур­ному социальному и культурному пространству, глобализации соци­ально-экономической жизни.

Термин «кейс стади» (case study), или как его иногда называют -«исследование случая», в настоящее время все чаще и чаще встреча­ется в науках о человеке и обществе. Однако, несмотря на появление публикаций [67], |57], [43], [44] о проведенных исследованиях в стиле кейс стади, полное описание его методологических основ, определение статуса таких исследований с анализом его основных характеристик, а также соотнесение с другими исследовательскими подходами в социологической литературе, особенно русскоязычной, практически отсутствуют.

Забегая несколько вперед, отметим, что отличительной чертой кейс стади считается;

• во-первых, то, что исследователь или команда исследовате­лей, как правило, концентрируется на одной из проблем, с кото­рой столкнулись либо отдельный индивид, либо группа людей, либо организация, а иногда и общество в целом;

• во-вторых, используются различные уровни включенности в изучаемый контекст (от позиции внешнего наблюдателя до полного включения в качестве действующего лица изучаемых событий).


В целом же, кейс стади - это отдельная исследовательская стратегия, которая может использовать многие методы, вклю­чая и этнографические.

Предлагаемая книга посвящена стратегии и процедурам соци­ологического исследования в стиле кейс стади. Как представля­ется авторам, она написана простым и доступным языком и содержит, прежде всего, необходимые базовые понятия и описа­ние процедур для тех, кто собирается предпринять свой первый исследовательский проект, кто хочет строить теорию на содержа­нии конкретной предметной области. В этой книге процедуры и техники разбираются детально, шаг за шагом. Описываемые процедуры не являются ии механическими, ни автоматическими; они не создают алгоритм, гарантирующий получить сногсшиба­тельные результаты. Предпочтительно применять их гибко и твор­чески в соответствии с обстоятельствами.

Текст книги основан на живом опыте двух университетских преподавателей, которые сами проводили качественные исследо­вания и обучали этому на семинарах и консультациях в течение нескольких лет.

Что требуется для освоения этого подхода? Так же, как и с. любым другим навыком, умение выполнять исследование в стиле кейс стади приходит после его продолжительного изучения и при­менения. Почти каждый желающий со временем будет способен достичь достаточного уровня умения и уверенно провести резуль­тативное и полезное исследование при соблюдении нижеперечис­ленных условий. Для этого читателю предлагается:

1. Изучать процедуры и техники, описанные в научной литера­туре и быть готовым следовать им, а не просто читать о них. Лишь их применением на протяжении всего исследования приобретается до­статочное понимание того, как они работают, а также умение и опыт.

2. Обрести некоторые открытость и гибкость, чтобы уметь адаптировать процедуры и техники к различным феноменам и исследовательским ситуациям.

Кейс стади может успешно использоваться представителями многих дисциплин. Что имеет значение, гак это процедуры и техники, а они не связаны с дисциплиной. Важно помнить, что исследователи из различных дисциплин могут один и тот же феномен рассматривать по-разному, в зависимости от своих пер­спектив и интересов. Например, возьмем такую область исследо­вания, как дети в начальной школе. Каждая дисциплинарная пер-


спектива по-своему окрашивает подход. Более того, в кейс стади исследователь вооружен процедурами для анализа данных, кото­рые при желании могут привести к разработке теории, полезной для этой дисциплины. Мультидисциплинарный проект также может быть выполнен с применением обоснованных методик, при этом каждый исследователь внесет в исследование свой особый взгляд и вклад. В конечном счете, любая разрабатываемая теория будет отражать соответствующие дисциплинарные перспективы участников проекта.

Авторы видят свою главную цель в том, что в ходе ознакомле­ния с текстом читатели должны знать по вопросу о кейс стади: специфику основных методологических подходов в современной социологии; историю становления case study; основные работы классиков; основные требования, которым должно отвечать иссле­дование в стили кейс стади; основные типы кейсов; организацию процесса исследования; порядок выдвижения и развития иссле­довательских вопросов и предположений (гипотез); основные осо­бенности проведения полевых исследований; типы триангуляции; пути достижения гибкости; основные подходы к анализу получен­ных в ходе исследования данных; требования к написанию отчета по проведенному исследованию. В конечном счете, читатель дол­жен быть в состоянии провести собственное микроисследование в стиле кейс стади и подготовить его презентацию в устной и пись­менной форме.

Литература по методологическим вопросам проведения кейс стади достаточно примитивна и скудна. По-видимому, уже сегодня используемые исследовательские стратегии настолько гибки, что не позволяют ученым выделить повторяющиеся наиболее важные моменты и перейти к обобщениям. В течение десятилетий не теряет свою актуальность книга Р.Йина «Методы кейс стади» [221], в кото­рой дается развернутый, но далеко не исчерпывающий анализ мето­дологических аспектов. Мы полагаем, что понимание излагаемого материала значительно углубится, если прочтение и изучение будут дополнены ознакомлением с отдельными статьями и монографиями, написанными Козиной И.М., Семеновой В.В., Воронковым В.И., Здравомысловой Е.А., Смирновой-Ярской Е.Р., Мещеркиной Е.Ю.

В процессе применения и адаптации предлагаемых стратегий и техник читатель неизбежно столкнется с ситуационными контекста­ми, требующими хороших коммуникативных навыков, проница­тельности в наблюдении, теоретической и социальной чувстви­тельности, способности соблюдать аналитическую дистанцию,


что, в конечном счете, работает на развитие личной исследователь­ской биографии.

В целях более глубокого проникновения в сущность исследо­вания в стиле кейс стади учебник разбит на две части: методоло­гическую и практическую. В первой части рассматриваются наи­более важные вопросы, связанные с методологией и дизайном исследования. Вторая (практическая) часть представляет собой тексты, которые стали результатом проведенных авторами иссле­дований в стиле кейс стади.

Приложение 1. Марина Киблицкая. Русский частный бизнес: взгляд изнутри. В данном исследовании представлен материал кейс стади, основанного на материалах включенного наблюдения, которое автор осуществляла в период с мая 1995 по март 1996 гг., работая на частной московской фирме. Именно взгляд изнутри на процессы, происходящие внутри фирмы в период становления капиталистических отношений в России, позволил получить живой и достаточно динамичный материал. Автор показывает не только смену различных направлений в развитии фирмы, но так­же и взаимоотношения между сотрудниками организации, в том числе фокусирует свое внимание на тендерных аспектах и на вза­имоотношениях между руководителями и исполнителями. Мате­риалы кейса дополнены материалами дневника, который автор вела в период работы на фирме.

Приложение 2. Марина Киблицкая. Сравнительный анализ неформальных отношений на английском и российском заводах: материалы кейс стади. В данном кейсе представлены материалы, которые составили основу докторской диссертации по социоло­гии, которая была защищена в 1998 г. в Уорвикском Университе­те (Великобритания). В течение пяти лет автор проводила изуче­ние неформальных процессов на производстве как на русском, так и на английском заводах. В результате многолетнего наблю­дения автору удалось собрать уникальный материал, посвящен­ный формальным и неформальным взаимоотношениям на произ­водстве в разных социальных условиях. Однако, несмотря на принадлежность изучаемых производств к различным социальным системам, автор показывает схожесть многих процессов и приво­дит немало примеров идентичного поведения рабочих на уровне цеха в похожих ситуациях, но в разных странах. В своем исследо­вании автор применяла включенное наблюдение, индивидуальные и групповые интервью, анализ статистических данных, метод дневниковых записей. В представленном кейс стади в сжатом виде 6


собраны наиболее важные результаты исследования в тот пери­од, когда оба предприятия находились в государственной соб­ственности.

Приложение 3. Клод Дюбар, Иветт Люка, Игорь Масалков. Создание и создатели малых предприятий в России (1990 -1993 гг.)

- сокращенный перевод отчета о проведении исследования, целью которого являлось изучение в реальном времени социальных изменений в сфере экономики бывшего Советского Союза (на примере Российской Федерации) через анализ процесса создания 15 малых частных предприятий в двух важных экономических зонах: Центрально-европейском регионе и Санкт-Петербурге. Основная гипотеза исследования заключалась в том, что одним из наиболее важных условий обновления или придания новой жизненной силы российской экономики в значительной мере заключается в способности дипломированных специалистов (в частности, инженеров, научных работников, а также экономистов, юристов и т.д.) посвятить себя созданию частных малых предпри­ятий. Также предполагалось, что внутри предпринимательского корпуса возникнут новые формы управления или организации и что экономика в целом будет способна должным образом распорядиться существующим в стране потенциалом квалифицированной рабочей силы и преодолеть зачаточные формы теневой экономики, которые до настоящего времени сопровождали первые попытки установления рыночной экономики.

■• ■1 ■. й-;


Глава 1

Место кейс стали в союзе количественных и качественных

МЕТОДОВ

Кл ЯВСТВЕННАЯ ПАРАДИГМА В МЕТОДОЛОГИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: