Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
М.В.Киблицкая И.К.Масалков
Методология и дизайн исследования
встилекейсстади
Москва 2003
УДК 316 Hf:A............
ББК60.5:,,..r., /
K38
Рецензенты:
Доктор социологических наук, профессор В.В.Семенова.
Кандидат социологических наук И.М.Козина.
К38 Киблицкая М.В., Масалков И.К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс стади. -М.: Издательство Международного университета бизнеса и управления, 2003. - 287с.
Предлагаемая работа посвящена стратегии и процедурам социологического исследования в стиле «кейс стади» (case sludy), или как его иногда называют -«исследование случая*. Эта монография написана простым и доступным языком и содержит, прежде всего, необходимые базовые понятия и описание процедур для тех, кто собирается предпринять свой первый исследовательский проект, кто хочет строить теорию на содержании конкретной предметной области. В этой книге процедуры и техники разбираются детально, шаг за шагом. Описываемые процедуры не являются ни механическими, ни автомагическими, они не создают алгоритм, гарантирующий успешный результат. Предпочтительно применять их гибко и творчески в соответствии с обстоятельствами. Текст книги основан па живом опыте двух университетских преподавателей, которые сами проводили качественные исследонания и обучали атому студентов на семинарах и консультациях в течение нескольких лет.
|
|
Как надеются авторы, книга, в силу своей прагматичности, будет интересна и полезна представителям разных профессий: социологам, экономистам, психологам, историкам, а также и студентам гуманитарных факультетов, осваивающих качественную методологию.
ISBN 5-89313-055-3 © Киблицкая М.В., Масалков И
2003 © Социологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, 2003
I" Введение
Российская социология находится в ситуации самоопределения. Она перестала быть монолитом теоретического, методологического и идеологического планов. Социальные трансформации 1990-х годов в России потребовали переформулировки эпистемологических оснований социальных паук. В периоды глубоких социальных кризисов в обществе возникает потребность в переосмыслении существующих и развитии нетрадиционных подходов к меняющейся социальной реальности, в «методологической рефлексии» [55]. Ситуация современной России требует теоретического переосмысления способов ее научного изучения и объяснения в системе социологического знания. Идет поиск новых исследовательских стратегий, применимых в условиях современного высокодинамичного общества, когда меняется система ценностей, и слова теряют свой привычный смысл. Параллельно формируется новый методический инструментарий, более адекватный в современных условиях перехода к полиструктурному социальному и культурному пространству, глобализации социально-экономической жизни.
|
|
Термин «кейс стади» (case study), или как его иногда называют -«исследование случая», в настоящее время все чаще и чаще встречается в науках о человеке и обществе. Однако, несмотря на появление публикаций [67], |57], [43], [44] о проведенных исследованиях в стиле кейс стади, полное описание его методологических основ, определение статуса таких исследований с анализом его основных характеристик, а также соотнесение с другими исследовательскими подходами в социологической литературе, особенно русскоязычной, практически отсутствуют.
Забегая несколько вперед, отметим, что отличительной чертой кейс стади считается;
• во-первых, то, что исследователь или команда исследователей, как правило, концентрируется на одной из проблем, с которой столкнулись либо отдельный индивид, либо группа людей, либо организация, а иногда и общество в целом;
• во-вторых, используются различные уровни включенности в изучаемый контекст (от позиции внешнего наблюдателя до полного включения в качестве действующего лица изучаемых событий).
В целом же, кейс стади - это отдельная исследовательская стратегия, которая может использовать многие методы, включая и этнографические.
Предлагаемая книга посвящена стратегии и процедурам социологического исследования в стиле кейс стади. Как представляется авторам, она написана простым и доступным языком и содержит, прежде всего, необходимые базовые понятия и описание процедур для тех, кто собирается предпринять свой первый исследовательский проект, кто хочет строить теорию на содержании конкретной предметной области. В этой книге процедуры и техники разбираются детально, шаг за шагом. Описываемые процедуры не являются ии механическими, ни автоматическими; они не создают алгоритм, гарантирующий получить сногсшибательные результаты. Предпочтительно применять их гибко и творчески в соответствии с обстоятельствами.
Текст книги основан на живом опыте двух университетских преподавателей, которые сами проводили качественные исследования и обучали этому на семинарах и консультациях в течение нескольких лет.
Что требуется для освоения этого подхода? Так же, как и с. любым другим навыком, умение выполнять исследование в стиле кейс стади приходит после его продолжительного изучения и применения. Почти каждый желающий со временем будет способен достичь достаточного уровня умения и уверенно провести результативное и полезное исследование при соблюдении нижеперечисленных условий. Для этого читателю предлагается:
1. Изучать процедуры и техники, описанные в научной литературе и быть готовым следовать им, а не просто читать о них. Лишь их применением на протяжении всего исследования приобретается достаточное понимание того, как они работают, а также умение и опыт.
2. Обрести некоторые открытость и гибкость, чтобы уметь адаптировать процедуры и техники к различным феноменам и исследовательским ситуациям.
Кейс стади может успешно использоваться представителями многих дисциплин. Что имеет значение, гак это процедуры и техники, а они не связаны с дисциплиной. Важно помнить, что исследователи из различных дисциплин могут один и тот же феномен рассматривать по-разному, в зависимости от своих перспектив и интересов. Например, возьмем такую область исследования, как дети в начальной школе. Каждая дисциплинарная пер-
спектива по-своему окрашивает подход. Более того, в кейс стади исследователь вооружен процедурами для анализа данных, которые при желании могут привести к разработке теории, полезной для этой дисциплины. Мультидисциплинарный проект также может быть выполнен с применением обоснованных методик, при этом каждый исследователь внесет в исследование свой особый взгляд и вклад. В конечном счете, любая разрабатываемая теория будет отражать соответствующие дисциплинарные перспективы участников проекта.
|
|
Авторы видят свою главную цель в том, что в ходе ознакомления с текстом читатели должны знать по вопросу о кейс стади: специфику основных методологических подходов в современной социологии; историю становления case study; основные работы классиков; основные требования, которым должно отвечать исследование в стили кейс стади; основные типы кейсов; организацию процесса исследования; порядок выдвижения и развития исследовательских вопросов и предположений (гипотез); основные особенности проведения полевых исследований; типы триангуляции; пути достижения гибкости; основные подходы к анализу полученных в ходе исследования данных; требования к написанию отчета по проведенному исследованию. В конечном счете, читатель должен быть в состоянии провести собственное микроисследование в стиле кейс стади и подготовить его презентацию в устной и письменной форме.
Литература по методологическим вопросам проведения кейс стади достаточно примитивна и скудна. По-видимому, уже сегодня используемые исследовательские стратегии настолько гибки, что не позволяют ученым выделить повторяющиеся наиболее важные моменты и перейти к обобщениям. В течение десятилетий не теряет свою актуальность книга Р.Йина «Методы кейс стади» [221], в которой дается развернутый, но далеко не исчерпывающий анализ методологических аспектов. Мы полагаем, что понимание излагаемого материала значительно углубится, если прочтение и изучение будут дополнены ознакомлением с отдельными статьями и монографиями, написанными Козиной И.М., Семеновой В.В., Воронковым В.И., Здравомысловой Е.А., Смирновой-Ярской Е.Р., Мещеркиной Е.Ю.
|
|
В процессе применения и адаптации предлагаемых стратегий и техник читатель неизбежно столкнется с ситуационными контекстами, требующими хороших коммуникативных навыков, проницательности в наблюдении, теоретической и социальной чувствительности, способности соблюдать аналитическую дистанцию,
что, в конечном счете, работает на развитие личной исследовательской биографии.
В целях более глубокого проникновения в сущность исследования в стиле кейс стади учебник разбит на две части: методологическую и практическую. В первой части рассматриваются наиболее важные вопросы, связанные с методологией и дизайном исследования. Вторая (практическая) часть представляет собой тексты, которые стали результатом проведенных авторами исследований в стиле кейс стади.
Приложение 1. Марина Киблицкая. Русский частный бизнес: взгляд изнутри. В данном исследовании представлен материал кейс стади, основанного на материалах включенного наблюдения, которое автор осуществляла в период с мая 1995 по март 1996 гг., работая на частной московской фирме. Именно взгляд изнутри на процессы, происходящие внутри фирмы в период становления капиталистических отношений в России, позволил получить живой и достаточно динамичный материал. Автор показывает не только смену различных направлений в развитии фирмы, но также и взаимоотношения между сотрудниками организации, в том числе фокусирует свое внимание на тендерных аспектах и на взаимоотношениях между руководителями и исполнителями. Материалы кейса дополнены материалами дневника, который автор вела в период работы на фирме.
Приложение 2. Марина Киблицкая. Сравнительный анализ неформальных отношений на английском и российском заводах: материалы кейс стади. В данном кейсе представлены материалы, которые составили основу докторской диссертации по социологии, которая была защищена в 1998 г. в Уорвикском Университете (Великобритания). В течение пяти лет автор проводила изучение неформальных процессов на производстве как на русском, так и на английском заводах. В результате многолетнего наблюдения автору удалось собрать уникальный материал, посвященный формальным и неформальным взаимоотношениям на производстве в разных социальных условиях. Однако, несмотря на принадлежность изучаемых производств к различным социальным системам, автор показывает схожесть многих процессов и приводит немало примеров идентичного поведения рабочих на уровне цеха в похожих ситуациях, но в разных странах. В своем исследовании автор применяла включенное наблюдение, индивидуальные и групповые интервью, анализ статистических данных, метод дневниковых записей. В представленном кейс стади в сжатом виде 6
собраны наиболее важные результаты исследования в тот период, когда оба предприятия находились в государственной собственности.
Приложение 3. Клод Дюбар, Иветт Люка, Игорь Масалков. Создание и создатели малых предприятий в России (1990 -1993 гг.)
- сокращенный перевод отчета о проведении исследования, целью которого являлось изучение в реальном времени социальных изменений в сфере экономики бывшего Советского Союза (на примере Российской Федерации) через анализ процесса создания 15 малых частных предприятий в двух важных экономических зонах: Центрально-европейском регионе и Санкт-Петербурге. Основная гипотеза исследования заключалась в том, что одним из наиболее важных условий обновления или придания новой жизненной силы российской экономики в значительной мере заключается в способности дипломированных специалистов (в частности, инженеров, научных работников, а также экономистов, юристов и т.д.) посвятить себя созданию частных малых предприятий. Также предполагалось, что внутри предпринимательского корпуса возникнут новые формы управления или организации и что экономика в целом будет способна должным образом распорядиться существующим в стране потенциалом квалифицированной рабочей силы и преодолеть зачаточные формы теневой экономики, которые до настоящего времени сопровождали первые попытки установления рыночной экономики.
■• ■1 ■. й-;
Глава 1
Место кейс стали в союзе количественных и качественных
МЕТОДОВ
Кл ЯВСТВЕННАЯ ПАРАДИГМА В МЕТОДОЛОГИИ