Кейс стади известен как исследовательская стратегия с использованием триангуляции. Термин триангуляция пришел в социологию из навигационной практики моряков, которые, как правило, определяют месторасположение корабля, изучая пересечение двух прямых. Впервые это термин использовал Д.Кемпбелл, выразив мнение, что данные, подтвержденные двумя независимыми источниками, более убедительны, чем те, которые взяты из одного источника [115]. Триангуляция в исследовательском смысле обычно означает, что привлекаются различные источники данных, различные методы исследований, нескольких исследователей и/или различные теоретические перспективы, чтобы изучить одно специфическое явление.
Н.Дензин [130] отводил одно из центральных мест в своих изысканиях исследовательской триангуляции, которую он иначе называл комбинацией методологий и считал, что любой социолог должен исследовать проблему с различных методологических перспектив. Именно тогда, когда социолог соединяет в своем исследовании различные подходы, могут возникать достаточно обоснованные и проверенные теории. Н.Дензин достаточно серьезно занимался проблемами триангуляции и составил предлагаемую ниже типологию существующих подходов.
|
|
Триангуляция данных. Источники данных могут быть объектами триангуляции, и исследователь должен стремиться к использованию как можно большего количества источников, которые оказываются в его распоряжении. Но, как настаивал Дензин, должно быть понимание того, что существует отличие между источниками, с помощью которых исследователь получает те или иные данные, и методами сбора информации. Так, при исследовании организации источниками могут быть не только данные, полученные с помощью методов интервью, наблюдения, но и статистические данные, материалы совещаний, собраний, митингов, забастовочных комитетов, протоколы заседаний профсоюзных комитетов.
Временная триангуляция. Любое социологическое исследование в стиле кейс стади проводится, как правило, не в один день, а растягивается во времени. Кроме того, деятельность тех или иных групп людей, изучаемых социологами, как правило, изучается в определенной социальной среде. Именно поэтому упор на время необходим. С точки зрения времени, очень интересно то, как определенные виды деятельности претерпевают изменения с течением времени. Необходимость изучения определенных процессов в динамике привело к тому, что в настоящее время все больше и больше исследований в стиле кейс стади проводится в течение длительного периода времени.
Временная триангуляция помогает проследить, какие процессы неизменны с течением времени, какие изменяются кардинально, какие просто исчезают. Например, в исследовании двух заводов, одного английского, другого российского, где проводилось изучение неформальных отношений, было интересно посмотреть, как видоизменялись с течением времени некоторые аспекты неформальных отношений [163]. Надо отметить, что фактор времени имел достаточно большое значение для анализа ситуаций на двух заводах. Так, многое дало сравнение активности рабочих на заводах в обычные дни и в конце месяца. Достаточно интересные события развивались на английском заводе в конце финансового года, когда нужно было сделать план любой ценой1. Описание таких событий в определенные временные моменты, как правило, дают неоценимую информацию исследователю.
|
|
Пространственная триангуляция. Как правило, исследование в стиле кейс стади затрагивает сложные объекты, с многоуровневой системой управления. В таких исследованиях необходим сбор данных на разных уровнях организации. В этом исследователям помогает так называемая пространственная триангуляция, которая подразумевает: во-первых, сбор данных на разных уровнях изучаемого объекта, например, в организации это может быть сбор данных по исследовательскому вопросу, начиная от высшего менеджмента и кончая изучением процессов на уровне рабочего места.
С другой стороны, исследование, казалось бы, двух социально отдаленных организаций - завода в Великобритании и завода в России, на первый взгляд, не могло дать ничего общего, учитывая также то, что у нас в России существует достаточно стойкое понимание того, что на Западе все работает как часы, а у нас все плохо. И вместе с
1 В конце финансового года на английском предприятии также наблюдалось знакомое нам по России явление штурмовщины.
тем, выводы, сделанные на основе детального изучения двух организаций, принадлежащих двум разным социальным системам, позволили утверждать, что некоторые социальные процессы имеют универсальный характер и не знают границ.
В исследованиях, проводимых ИСИТО, пространственная триангуляция достигается путем сравнения собранных фактов на предприятиях различных регионов. Сделать это помогают ежегодные семинары, в которые вовлечены исследователи из всех регионов, где проводятся исследования.1
Исследовательская триангуляция. Чем больше исследователей привлечены для изучении того или иного случая, тем более достоверная и менее искаженная информация будет получена. Это одна из возможностей снизить субъективность одного исследователя, поскольку наблюдение одного исследователя дополняется наблюдением нескольких исследователей за одним и тем же событием, или наоборот, нескольких исследователей, наблюдающих за разными событиями, но являющимися звеньями одной и той же цепи.
На наш взгляд, достаточно перспективна позиция самарской исследовательской группы из ИСИТО, которая использует следующую исследовательскую триангуляцию при исследовании организаций. При планировании проведения исследования социологи распределяют между собой уровни организации: часть исследователей работает с так называемыми «верхними эшелонами власти», другая - разрабатывает уровень среднего и низшего звена, работает на уровне цехов. Ни для кого не секрет, что социолог на предприятии должен «примелькаться», к нему должны привыкнуть, и он должен стать своего рода частью окружающей среды (этот подход мои самарские коллеги называют эффектом «фонарного столба»: когда человек, проводящий исследование, настолько сжился с окружающей средой, что стал как бы её частью.) Именно это помогает самарским социологам на каждом из этих уровней выявить своих собственных ключевых информантов, получить наиболее интересную информацию, а затем на своих исследовательских методологических семинарах проанализировать, какая информация подтверждается на всех уровнях, какая - заведомая «липа», а над какой информацией еще стоит поработать, и какой уровень для этого наиболее приемлем.
|
|
1 На момент написания книги в команду ИСИТО входят социологи, представляющие следующие города: Москва, Самара, Кемерово, Сыктывкар, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург.
Теоретическая триангуляция. Это наиболее сложный вид триангуляции, и по свидетельствам множества западных исследователей очень незначительная часть социологов достигает определенных высот в теоретической триангуляции. Как правило, в начале исследования существует некоторая сеть предположений, по которым и собираются данные. Было бы более предпочтительно, если бы гипотезы или предположения выдвигались на основе совершенно различных теорий, подчас даже и совершенно противоречивых. Объяснение одних и тех же фактов с точки зрения различных теоретических положений - это одно из средств снизить критические замечания в адрес исследователей.
Почему необходима теоретическая триангуляция? В некоторых областях, например в таких, где очень высока вероятность теоретической несовместимости, необходимость в теоретической триангуляции особенно высока. Так, например, взаимодействия внутри групп объясняют очень много теорий. Некоторые считают, что эти взаимодействия можно объяснить с помощью теорий обмена, другие считают, что здесь необходим функционалистский подход. Символические интеракционисты отстаивают правоту своей теории и так далее. И, как результат, нет единой обоснованной теории в этой области. Очевидная трудность в данном случае состоит в том, что аргументы типа «мы-то знаем, что только наша теория объясняет действительное положение вещей» - сами по себе очень ограничены и очень ненадежны для подбора определенных предположений и гипотез.
|
|
В некоторых случаях у исследователя появляются свои собственные теоретические объяснения, которые присоединяются к уже существующим и отдаляют все социологическое сообщество от синтеза теорий и результатов полевых исследований. Эти теории наиболее близки к тому, что Мертон называл «теориями среднего уровня» и годятся порой только для объяснения данных, анализируемых в каждом конкретном случае. Глэйзер и Страусе призывали в своей работе [144] к появлению обоснованных, определяющих сущность социологических теорий. Дензин [127] советует развивать концептуальные модели с позиции теоретической триангуляцией, что означает подход к данным с различных направлений и множеством гипотез в голове. Когда одна из теорий исчерпывает себя, можно привлечь следующую для объяснения фактов, которые остались необъясненными.
Шаги теоретической триангуляции. Вести (Westie, 1957) рекомендовал основные шаги процедуры теоретической триангуляции, которые, на наш взгляд, актуальны и поныне:
* 75
1. Сформулируйте все возможные предположения, имеющие право на существование в данной области;
2. Дайте возможные интерпретации по всем выдвинутым предположениям;
3. Предпринятое исследование проводится для того, чтобы определить, какие из этих гипотетических явлений существуют на эмпирическом уровне.
4. Те предположения, которые с треском провалились при проведении исследования, выбросьте в корзину, как и те интерпретации, которые с ними были связаны.
5. Самые удачные из предположений, которые были сформулированы, отбираются в ходе последующих эмпирических наблюдений.
6. В заключение сделайте перечень тех предположений, которые прошли проверку, и тех, которые провалились, и сделайте переоценку тех теорий, из которых они проистекали. Обозначьте теперь переформулированную теоретическую систему, основанную на всех точках рассмотрения и эмпирических подтверждениях, которые вы только что получили.
Преимущества теоретической триангуляции. Во-первых, как указывал Вести, теоретическая триангуляция минимизирует вероятность того, что исследователь будет представлять себе и миру недостаточно зрелые предположения, в рамках которых какие-либо противоречия будут игнорироваться. Во-вторых, имеет место еще одно преимущество теоретической триангуляции - это возможность использовать наиболее широкие обобщения. Социологи могут двигаться от специфических теоретических исследований к обобщенным теоретическим исследованиям, тем самым, подводя исследователя к «более обобщенному значению его эмпирических находок». И, наконец, триангуляция поощряет систематическую преемственность в теории и исследованиях.
Методологическая триангуляция. Этот тип триангуляции бывает двух видов: внутриметодный и межметодный.
Внутриметодная триангуляция - это когда исследователь использует только один метод, но внутри этого метода прибегает к множественным стратегиям для работы с данными. Тем не менее, внутриметодная триангуляция имеет свои собственные недостатки и представляет определенную угрозу валидности исследования.
Межметодная триангуляция - это использование нескольких исследовательских методов таким образом, что один метод усиливает
другой. И исследователь может достичь наилучших результатов, поскольку при таком подходе снижаются недостатки отдельного метода.
Как правило, межметодная триангуляция принимает различные формы, но в основном используют несколько методов для того, чтобы исследовать один и тот же объект.
Проблемы, связанные с построением исследования с помощью множественной триангуляции. Наиболее часто встречаемыми проблемами являются:
1. Определение объекта анализа, для которого могут быть привлечены различные теории.
2. Дефицит времени и денег для проведения исследования. Не всегда представляется возможным нанять большое количество социологов, проводить лонгэтюдные исследования ввиду ограниченности ресурсов. В этом случае, конечно, остается использовать наиболее полноценно то, что имеется в наличии.
3. Недоступность некоторых исходных данных, так как теории могут требовать наблюдения за очень интимными или скрытыми от глаз процессами.
На наш взгляд, к описанным выше типам триангуляции можно также добавить и триангуляцию респондентов: дать возможность респондентам оценить основные результаты исследования. Мы можем изложить перед респондентами в конце исследования тот или иной взгляд и записать их реакцию на него.
Итак, мы рассмотрели типы триангуляции, которые в основном применимы к исследованиям предприятий или организаций. Вместе с тем, на наш взгляд, к исследованию личности нужно подходить точно так же, как и к анализу организаций. При изучении индивидов необходимо учитывать возможности изменений в их стратегиях, жизненных траекториях с течением времени, а также их пространственные перемещения. Именно поэтому важна как пространственная, так и временная триангуляция. Так, напри-Мер, при изучении одиноких матерей [37] изучались стратегии их выживания, а также изменения, которые произошли в их жизни, с Интервалом в 9-12 месяцев. Такой подход к исследованию был оправдан, поскольку невозможно изучать стратегии, обращаясь только к одному определенному моменту в жизни одинокой Женщины. Для того чтобы понять, как изменяются планы, Жизненные обстоятельства одиноких женщин, были проведены Повторные интервью с респондентками через определенный
период времени, а в некоторых особо интересных случаях была проведена целая серия интервью, и именно это позволило установить достаточно тесный личный контакт с респондентами и появилась возможность взять у респондентов дневники с описанием событий их жизни.
Согласно Дензину [128], по отношении к личности существует три разных вида анализа:
• агрегированный анализ - то, что обычно встречается в опросах общественного мнения, это когда для анализа привлекаются именно индивиды, но не их взаимоотношения;
• интерактивный анализ - когда единицей анализа является скорее взаимодействие определенных групп, общностей, индивидов;
• анализ общностей - способ, часто отождествляемый со структурно-функциональным анализом. В данном случае объектом для наблюдения является общность: группа, коллектив или даже целое общество. А взаимоотношения уже уходят на второй план, и они рассматриваются как отражающие определенное давление на эту общность или коллектив.
И, наконец, одно из главных требований Дензина состоит в том, что исследователь должен осуществлять синтез всех уровней и типов данных. Любое исследование должно комбинировать раз-личные уровни и типы данных.
Глава 9
Основные методы качественного
исследования:
э тногра фи чес кий метод
«Ежедневная беседа иногда содержит более сложную философию жизни и большее осмысление проблем, чем многие академические обсуждения»
Blackwetl Dictionary of 20th Century Social Thought: 211, 1993
Прежде чем перейти к описанию видов анализа исследования, выполненного в качественной традиции, необходимо разделить понятия «качественный метод получения информации» и «качественное исследования», которые часто смешиваются. Набор способов получения информации в эмпирической социологии ограничен, главным образом, тремя классами методов: опрос, наблюдение, анализ документов. Каждый из указанных методов располагает широким набором модификаций. В зависимости от степени формализации, метод может быть «жестким» (количественным) или «мягким» (качественным). Например, различные виды опроса располагаются в континууме от жестко формализованного (анкета) до нарративного интервью - свободного изложения без вмешательства со стороны интервьюера. Наблюдение, помимо степени включенности, может быть в различной степени формализованным или свободным. Анализ документов в зависимости от задач исследования тоже может предполагать определенную степень формализации. «Мягкие» варианты методов сбора данных предполагают получение иного типа информации, что влечет за собой и иные методы ее анализа.
Итак, при проведении исследования в стиле кейс стади могут быть использованы различные исследовательские методы и их разновидности, такие как:
1) наблюдение;
2) включенное наблюдение;
3) индивидуальное интервью;
4) групповое интервью;
5) анкетный опрос;
в) анализ документов;
7) анализ дневников, ведущихся участниками событий по просьбе исследователя (дневник рабочего дня, рабочей недели и т.п.);
8) метод истории жизни (биографический метод);
9) этнографический метод.
Мы не будем останавливаться конкретно на каждом методе', только укажем, что выбор того или иного метода зависит от целей исследования, предрасположешюстей исследователя к тому или иному методу, финансовых возможностей и т.п.
Особое место занимает этнографический подход, который, как правило, может включать в себя использование нескольких методов и представляет собой синтез стилей. Поскольку этнографическое исследование носит длительный характер (порой в течение нескольких лет), то исследователь сам определяет, на каких этапах, какие методы удобнее использовать.
Этнографический подход и его преимущества
и недостатки
Этнография - это и дисциплина, и подход, и комплекс методов, которые все чаще используются в социальных науках при проведении качественных исследований.
История этнографических исследований отражает результат длительного постижения западной цивилизацией инаковости как значимого социального и культурного явления. Первоначальные относящиеся к ранней этнографии XVIII-XIX веков описания «других» культур отличал акцент на экзотике и враждебности, увеличивавшими дистанцию между различными цивилизациями. Антропологи были первыми, кто постарался утилизировать этнографическую технику для сбора социальных научных данных. Первые академические полевые исследования связывают с име-
1 Для более глубокого ознакомления с каждым из методов мы рекомендуем читателю книгу Семеновой В.В. Качественные методы. -М.: Добросвет, 1998.
О
нами Бронислава Малиновского, Альфреда Рэдклифф-Брауна, Маргарет Мид. Так, в 1910-х гг. Малиновский, например, провел несколько месяцев среди аборигенов Тробриандских островов в Новой Гвинее для того, чтобы собрать данные об их жизни. Он говорил, что ученые должны непосредственно взаимодействовать и жить среди туземцев, изучать их обычаи, представления и происходящие социальные процессы.
Представители Чикагской школы социологии также применяли этнографические методы для исследования городских локальных сообществ. В настоящее время методологию этнографического исследования используют различные исследователи, стоящие на различных теоретических и идеологических позициях: марксисты, феминисты, постмодернисты и т.д.
В отличие от ученых-позитивистов, проводивших исследования в контролируемой среде, ранние этнографы и их последователи признали важность значений и культурных практик людей, наблюдаемых изнутри среды их повседневного пребывания, в которой эти явления имеют место. Такой подход был назван «натурализмом».
Натуралисты, в отличие от позитивистов, проводящих ограниченно контролируемые эксперименты, идут в поле и присоединяются к тем, кого они хотят наблюдать. Когда этнографы проводят исследования таким образом, их, как правило, называют включенными наблюдателями. Этнографы, таким образом, заинтересованы в сборе богатых описаний повседневной жизни людей внутри сообществ и групп, которые они изучают вместо того, чтобы тестировать научную «правду», как это принято в позитивистских исследованиях.
Geertz С. The interpretation of cultures. New York: Basic Books, 1973.
Метод подробного описания социальных действий Гиртц и назвал «насыщенным описанием».
Различия между этнографическим и каким-либо другим исследованием не должны быть преувеличены, поскольку этнографы очень часто используют другие методологии в качестве дополнения к своим исследованиям. Этнографы могут использовать и смешенные типы исследований, когда они берут на вооружение и количественные, и качественные методы, комбинируя всевозможные опросы общественного мнения, государственную статистику, статистический анализ с этнографическим описанием тех или иных процессов. Статистические и другие количественные данные очень часто исполь-
I 81
зуются для того, чтобы усилить валидность исследования и иногда подтвердить возможность обобщения данных.
Найджел Филдинг назвал метод этнографии «методом открытий», поскольку последний, с его точки зрения, помогает проводить исследования и получать серьезные выводы, когда очень мало или совсем ничего не известно об изучаемом объекте [138].
На сегодняшний день понимание этнографического исследования существенно расширилось и включает в себя изучение культурных образцов и символов любого сообщества. Через этнографические описания исследователи представляют голоса «других» - социальных изгоев, замалчиваемых или осуждаемых в средствах массовой информации и общественном сознании. Исследования социальных отношений внутри различных в плане культуры групп: больниц, преступных группировок, тюрем, домов инвалидов - получали устойчивое название этнографии. Более того, сложилось понимание этнографии как непозитивистской, или качественной методологии.
Особенности познавательного аппарата этнографии оказались привлекательными при изучении социальных феноменов развитых индустриальных обществ и постепенно оформились в самостоятельную традицию. Крупные консалтинговые фирмы Запада предлагают своим клиентам, планирующим делать бизнес за рубежом, в том числе и в России, информацию в виде видеофильмов о менталитете предпринимателей, о культуре труда в промышленности.
Этнография имеет несколько отличительных черт:
Самая главная характерная черта этнографии состоит в том, что этнограф присутствует, открыто или скрыто в повседневной жизни людей в течение достаточно долгого периода. Он наблюдает за тем, что происходит в поле зрения, слушает то, что говорится, задает вопросы и фактически собирае! всю доступную информацию по тому исследовательскому вопросу, который является фокусом исследования... Все социальные исследователи в каком-то смысле являются включенными наблюдателями, и в результате этого границы этнографического исследования являются достаточно размытыми.
Atkinson P. Understanding Ethnographic Texts. Thousand Oaks CA: Sage, 1992.
Итак, этнографические методы чаще всего связываются с исследовательской практикой, основанной на включенном наблюдении и с детальным описательным характером научной репрезентации.
Одной из задач, стоящих первоначально на стадии полевых работ, является поиск посредников, способных ввести исследователя в интересующую его группу, а затем в общении с «ключевыми фигурами», хранителями знаний о традициях и нормах данного сообщества.
Этнографический подход предполагает детальное описание процессов, наблюдаемых на изучаемом объекте. Основным методом сбора информации является включенное наблюдение. Главная задача исследователя, тем не менее, не просто сбор информации об объекте, но также и представление полученных данных в форме научного отчета или научной публикации. Исследователь должен представить данные не только с точки зрения людей, находящихся на этом объекте, отражая специфику данной культуры, но также дать и более широкий взгляд с точки зрения социальной науки. Поэтому взгляд исследователя на наблюдаемые им процессы может быть отличен от взглядов обследуемых людей.
Основные процессы, происходящие в поле зрения исследователя, должны найти свое отражение при описании событий в поле. Для этого исследователем, как правило, применяются следующие приемы:
• цитирование из транскриптов проведенных интервью;
• приведение выдержек из протоколов собраний, совещаний, митингов;
• цитирование из дневников участников событий и т.д.
Цитаты и выдержки помогают увидеть те или иные события глазами участника и вместе с тем показать, насколько близка исследовательская интерпретация к реальным процессам.
Грамотное этнографическое исследование всегда опирается на Доступные документальные источники, в том числе на статистические данные. При любой возможности необходимо собирать статистическую информацию об объекте. Но, тем не менее, использование статистики в этнографическом исследовании привносит и множество проблем. Одна из таких проблем заключается в том, что статистические данные не всегда корректны и не всегда отражают реальную Картину, реальные процессы.
Предмет этнографического исследования
Основным отличием этнографическою исследования является то, Что исследователь ищет определенные культурные образцы поведения или мышления. Исследователь отслеживает, каким образом определенные шаблоны поведения повторяются в различных ситуациях с различными людьми. Эти шаблоны поведения могут повто-
ряться в различных реальностях: на различных объектах, в различных странах. Поиск определенных стереотипов - эта одна из задач анализа.
Этнограф начинает с фиксации недифференцированных идей, образцов поведения и, таким образом, собирая огромный материал, начинает сравнивать эту информацию с уже имеющейся, противопоставлять ее, сортировать некоторые категории до тех пор, пока не будет вырисовываться более или менее четкая картина. Поскольку в самом начале исследователь сформулировал какие-то гипотезы, то, слушая и наблюдая, он старается сопоставить то, что он видит, с ого первоначальной моделью. Таким образом, в исследовательской лаборатории постоянно идет работа над теми или иными категориями, образцами поведения. На практике исследователь постоянно работает над многими категориями. Уровень понимания процессов повышается с продвижением исследователя по концептуальной лестнице: просматривая одни категории и образцы поведения, сравнивая их с другими, укрупняя и способствуя тем самым к появлению новой теории.