Цели и задачи изучения дисциплины

Методология исторической науки

Учебно-методический комплекс курса

Специальность 050401 - «История»

Пермь

ПГПУ


УДК 930.1

ББК Т0

М 545

Рецензент:

кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории Пермского государственного университета,

Лаптева М.П.

Автор-составитель: канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории

В. С. Ковин

Методология исторической науки: у чеб.-метод. комплекс

М 545 курса. Специальность 050401 – «История» / авт.-сост. В.С. Ковин; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 26 с.

Учебно-методический комплекс курса «Методология исторической науки» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «История».

Комплекс предназначен для студентов V курса исторического факультета очной формы обучения.

УДК 930.1

ББК Т0

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Ковин В.С., составление, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

Педагогический университет», 2008


СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины ….……..…………………………………….4

1. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………………….4

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.... ……………...5

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля………..6

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы.................. ……………….6

3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы…………………..7

4. Содержание курса……………………………………………………………….8

5. Темы семинарских занятий.................................................... ………………10

6. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению..13

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……..……….………………14

7.1 Литература……………………………………………………………….......14

7.2. Информационное обеспечение дисциплины……………………………..17

7.3. Методические указания студентам…………………………………………18

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итоговой аттестации.…………….……………………………………………………….20


I. Рабочая программа дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины

Данный учебно-методический комплекс составлен к дисциплине «Методология исторической науки», входящей в региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГОС ВПО по специальности 050401 – История. Решением Совета исторического факультета ПГПУ (протокол № 7 от 15.03.2003 г.) данный курс является обязательным для изучения на завершающем 5 курсе исторического факультета ПГПУ. Учебно-методический комплекс составлен с учётом государственных требований и минимума содержания к уровню подготовки выпускника исторического факультета педагогического вуза, а также практи­ки преподавания курса.

Дисциплина «Методология исторической науки» предназначена для студентов-историков, завершающих обучение в педагогическом университете, с целью ознакомления с основными проблемами в методологии истории, развития у молодых специалистов навыков целенаправленного применения полученных знаний и умений при проведении самостоятельных научно-исторических исследований. Также представляется значимым формирование у молодых педагогов-историков профессиональной компетентности к руководству научно-исследовательскими работами учащихся, обучению методике их проведения, в качестве учителя истории. Программа посвящена рассмотрению основных научных категорий и принципов истории, социальных функций исторической науки и места ее в обществе, обоснованию специфики исторического познания. Курс имеет назначение повысить теоретический уровень специалиста-историка, помочь ему овладеть современной методологией научного исследования. В курсе рассматриваются вопросы, связанные с историей методологических учений конца XIX – начала XXI веков, а также современное видение историко-методологических проблем в отечественной и зарубежной науке.

Цель изучения дисциплины: курс «Методология исторической науки» призван способствовать формированию профессиональной компетентности специалистов в области осуществления исторических исследований через ознакомление с основными проблемами в методологии исторической науки.

Задачи изучения дисциплины:

· сформировать систему знаний о предмете и основных этапах развития методологии истории, о важнейших процессах и проблемах в развитии исторической науки;

· познакомить с основными этапами и направлениями развития западной и отечественной методологии истории;

· определить направленность и специфику методологических поисков ведущих школ исторической науки современности;

· познакомить с основными методологическими подходами, сложившимися в западной и отечественной науке; дать представление об особенностях исторических исследований в Античности, Средневековье и Новое время;

· охарактеризовать специфику и особенности исторического познания; проследить развитие основных исторических категорий (исторический метод, причинно-следственные связи, исторический закон, историческое событие, исторический факт и др.);

· познакомить со спецификой и основными видами методов исторических исследований, на практических занятиях сформировать основные навыки работы с ними;

· познакомить с особенностями и основными тенденциями развития исторической науки сегодня;

· определить особенности, основные типы и этапы исторического исследования; отработать навыки применения полученных знаний из данного курса при подготовке выпускной квалификационной работы;

· овладеть навыками использования основных исторических категорий;

· определить особенности, основные типы и этапы исторического исследования;

· сформировать навыки эффективного и творческого использования полученных знаний при проведении самостоятельных научных исследований и руководстве научных исследований учащихся.

Таким образом, курс призван обобщить и теоретизировать знания студентов относительно специфики исторического познания и их практические умения, полученные при изучении конкретно-исторических дисциплин, проведении собственных научных исследований и написании курсовых работ.

Учебно-методический комплекс «Методология исторической науки» отражает системное содержание теоретического и научно-практического материалов, изучаемых на лекциях и се­минарских занятиях студентами дневного отделения. Он предусматривает также самостоятельную работу студентов и является основным методическим документом для подготовки к экзамену.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: