Вид учебной работы | Количество часов по формам обучения |
Форма обучения | Очная |
Семестр | |
Аудиторные занятия: | |
лекции | |
практические и семинарские занятия | |
Самостоятельная работа | |
Всего часов на дисциплину | |
Текущий контроль | Работа на семинарских занятиях, выполнение контр. работ (описание собственных методов исследования), написание реферата (эссе) |
Промежуточная аттестация | экзамен – 10 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Форма обучения очная
Названия разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | ||
Аудиторные занятия, в том числе | Самостоятельная работа | |||
лекции | практ. занятия, семинары | |||
Раздел 1. Введение в методологию истории | ||||
Тема 1. История в системе наук | — | |||
Тема 2. Историческое знание в прошлом | — | — | ||
Тема 3. Предмет и задачи методологии истории | — | |||
Раздел 2. Развитие методологии истории в западной и отечественной науке. | ||||
Тема 4. Основные этапы развития методологии истории на Западе | — | |||
Тема 5. Методология истории в России | ||||
Тема 6. Развитие и проблемы методологии истории в XX в. | — | |||
Раздел 3. Проблемы гносеологии истории | ||||
Тема 7. Специфика исторического познания | — | |||
Тема 8. Исторические факты и исторические события | — | |||
Раздел 4. Логика и методология исторического исследования | ||||
Тема 9. Специфика и этапы исторического исследования | — | |||
Тема 10. Методы исторического исследования | ||||
ИТОГО: |
Содержание курса
Раздел 1. Введение в методологию истории
Тема 1. История в системе наук
Понятие «история» и его значения. История как знание о прошлом. Историческая наука в системе классификаций наук по предмету, методу и времени. Специфика исторического знания. История как комплексная наука или система наук. Теоретическая и эмпирическая история. История и общественные науки. Социальные функции исторической науки. История как коллективная память о прошлом. Соотношение объекта и предмета в исторических исследованиях.
Тема 2. Историческое знание в прошлом
Исторические исследования в Античности, в Средние века и Новое время: основные подходы, принципы исторического мышления, методы.
Тема 3. Предмет и задачи методологии истории
Понятия «методология» и «метод». Формирование методологии истории как научной дисциплины. Структура методологии истории. Методологическое мышление. Исторический метод.
Раздел 2. Развитие методологии истории западной и отечественной науке
Тема 4. Основные этапы развития методологии истории на Западе И.Дройзен, Г.Риккерт, В.Виндельбанд, М.Вебер, Дильтей, школа «Анналов», «презентизм», «новая» история и др.