Принципы налогообложения

Экономические Юридические Организационные
  Принцип нейтральности (равного налогового бремени)  
Принцип хозяйственной независимости Принцип установления налогов законами Принцип единства налоговой системы
Принцип справедливости Принцип приоритета налогового закона над неналоговым Принцип подвижности налогообложения
Принцип соразмерности Принцип отрицания обратной силы налогового закона Принцип стабильности налоговой системы
Принцип учета интересов Принцип наличия в законе существенных элементов налога Принцип множественности налогов
Принцип экономичности Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений Принцип исчерпывающего перечня налогов

Рассмотрим подробнее юридические и организационные принципы.

Юридические принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права.

Принцип равного налогового бремени (нейтральности) предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство пла­тельщиков перед налоговым законом. При этом не допускается установление дополнительных, а также повышенных по став­кам налогов в зависимости от каких-либо дискриминационных оснований. Налоги и сборы не могут различно применяться ис­ходя из политических, геологических, этнических, конфессио­нальных и иных различий между налогоплательщиками. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа спра­ведливости (ст. 3 НК РФ).

Принцип установления налогов законами закреплен в Конституции РФ. Среди положений ст. 3 НК РФ сказано, что каж­дое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги. Это означает, что устанавливать налоги должны представитель­ные органы, принимая в обязательном порядке соответствую­щие законы. Федеральные налоги и сборы в соответствии с на­стоящей статьей устанавливаются, изменяются и отменяются только Налоговым кодексом РФ.

Принцип отрицания обратной силы налоговых законов — общеотраслевой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами является специальным. Он означает, что если в нена­логовых законах есть нормы, так или иначе касающиеся нало­говой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового за­конодательства. В случае коллизии норм применяются положе­ния именно налогового законодательства.

Принцип наличия всех элементов налога в налоговом зако­не предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента по­зволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачи­вать его удобным для себя образом. Совокупность правил в отно­шении установления обязательных элементов налога рассмат­ривается в ст. 17 НК РФ.

Принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов присущ любой системе налогового законодательства и предполагает неравенство сторон (государство, субъекты Фе­дерации, органы местного самоуправления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при приме­нении налогового закона. Это неравенство проявляется в нерав­ноправном положений плательщика налогов при взыскании не­доимок и штрафов и при возврате переплаченных налогов.

Организационные принципы — это положения, в соответ­ствии с которыми осуществляется построение, развитие и уп­равление налоговой системой. Налоговая система России руко­водствуется следующими организационными принципами.

Принцип единства налоговой системы. Данный принцип зак­реплен в ст. 75 Конституции РФ, Основные начала российского законодательства о налогах и сборах не допускают установле­ния налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств (ст. 3 НК РФ). Не­допустимы налоги и сборы, препятствующие реализации граж­данами своих конституционных прав. Не допускается также вве­дение региональных налогов, позволяющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других.

Принцип подвижности (эластичности). Суть данного прин­ципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуж­дами государства. Например, размер экспортных таможенных пошлин может меняться в зависимости от колебания мировых цен на нефть или газ. В ряде случаев эластичность налогообло­жения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.

Принцип стабильности. Главная цель налоговой рефор­мы — это стабильное и более понятное, чем сегодня, налоговое законодательство. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет до новой стадии реформирования. Реали­зация данного принципа обусловлена интересами всех субъек­тов налоговых отношений, поскольку устраняет существующие в законодательстве препятствия развитию бизнеса.

Принцип множественности налогов. Любая налоговая сис­тема эффективна только в том случае, если она предусматрива­ет множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необ­ходимостью перераспределения налогового бремени по платель­щикам. Во-вторых, множественность налогов поддерживает прин­цип эластичности налоговой системы и, в-третьих, позволяет реализовать взаимную дополняемость налогов, поскольку мини­мизация одного налога обязательно вызовет рост другого.

Принцип исчерпывающего перечня региональных и мест­ных налогов. Согласно действующему законодательству феде­ральные налоги (сборы) устанавливаются, изменяются и отме­няются Налоговым кодексом РФ, а налоги субъектов Федерации и местные налоги — соответственно законами субъектов Феде­рации о налогах и сборах и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления (п. 5 ст. 3 НК РФ). Запрещается также установление региональных и местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодек­сом РФ.

Таким образом, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный и безвозвратный платеж, уплачиваемый организа­циями и физическими лицами в форме принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управ­ления денежных средств в целях финансового обеспечения деятель­ности государства и (или) муниципальных образований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: