Рассмотрим динамику поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет Российской Федерации в 2006- 2008 гг.
Рис. 2.1. Показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2007-2008гг.
Рис. 2.2. Показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2006-2007гг.
Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что н0а 8,8% больше, чем в 2007 году [25] (рис. 2.1). В 2007 году в федеральный бюджет поступило на 24,9% больше, чем в 2006 году (рис. 2.2).
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета в 2008 г. была обеспечена поступлениями НДПИ (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%) (рис. 2.3), в 2007г. - НДС (37%) и НДПИ (30%) (рис. 2.4).
Рис. 2.3. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2008 г. (в %)
Рис. 2.4. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2007 г. (в %)
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%. В 2007г. по сравнению с 2006 годом поступления выросли на 131,4 млрд. рублей, или на 25,8%.
|
|
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 году составили 506,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2007 годом на 25,1%. В 2007 году поступления ЕСН составили 405,0 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2006 годом на 28,2%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%. Поступления НДС в 2007 году составили 1 390,4 млрд. рублей и по сравнению с 2006 годом выросли в полтора раза.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году, 2007 году - 34,3 млрд. рублей, что на 26,2% больше, чем в 2006 году.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2008 году 125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2007 года на 15,1%. В 2007 году поступления составили 108,8 млрд. рублей и выросли относительно 2006 года на 16,7%.
Налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 493,0 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 90,5 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 8,4 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%. НДПИ в 2007 году поступило в федеральный бюджет 1 122,9 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 017,3 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 88,3 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 7,2 млрд. рублей.
По сравнению с 2006 годом поступления НДПИ выросли на 2,6%.
|
|
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2008 году поступило 1 251,4 млрд. рублей, что на 23,3% больше, чем в 2007 году. В 2007 году поступило 1 014,9 млрд. рублей, что на 27,5% больше, чем в 2006 году.
В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2008 году поступило 74,0 млрд. рублей, что на 15,5% больше, чем в 2007 году. В 2007 году поступило 64,1 млрд. рублей, что на 11,0% больше, чем в 2006 году.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 89,3 млрд. рублей, что на 24,4% больше, чем в 2007 году. В 2007 году поступило 71,8 млрд. рублей, что на 28,8% больше, чем в 2006 году.
В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 162,4 млрд. рублей, или на 22,6% больше, чем в 2007 году. В 2007 году - 132,5 млрд. рублей, или на 25,6% больше, чем в 2006 году.
Сравним поступление администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-сентябре 2008 и 2009 гг. и рассмотрим причины происходящих изменений.
Всего в январе-сентябре 2009 года в федеральный бюджет поступило 2194,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 32% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-сентябре 2008-2009гг.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (41%), налога на добычу полезных ископаемых (31%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (7%) (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе-сентябре 2009 г. (в %)
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-сентябре 2009 года составили 142,9 млрд. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2008 года поступления снизились в 4,2 раза.
Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций (ростом количества убыточных организаций и суммы полученного убытка с одновременным снижением количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли) и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-сентябре 2009 года составили 375,7 млрд. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 5,9 млрд. рублей, или на 1,6%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-сентябре 2009 года составили 889,4 млрд. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 11,1%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-сентябре 2009 года 21,7 млрд. рублей, что на 30% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-сентябре 2009 года 59,9 млрд. рублей и снизились относительно января-сентября 2008 года на 35%.
Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты.
|
|
С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.
Налога на добычу полезных ископаемых в январе-сентябре 2009 года поступило в федеральный бюджет 680,5 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 613,2 млрд. рублей, газа горючего природного – 54,1 млрд. рублей, газового конденсата – 4,5 млрд. рублей.
По сравнению с январем-сентябрем 2008 года поступления НДПИ снизились на 48%, что обусловлено снижением цены на нефть (с 106,8$ в декабре 2007 года – августе 2008 года до 53,2$ в декабре 2008 года – августе 2009 года, или в 2 раза).
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-сентябре 2009 года поступило 937,4 млрд. рублей, что на 1,5% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.
В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе-сентябре 2009 года поступило 50,0 млрд. рублей, что на 12,7% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-сентябре 2009 года поступило 67,2 млрд. рублей, что на 1,9% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.
В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в январе-сентябре 2009 года поступило 122,8 млрд. рублей, что на 1,1% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.
Рассмотрим налоговые поступления субъектов Приволжского федерального округа.
За январь - декабрь 2008 года налоговыми органами Приволжского федерального округа собрано в консолидированный бюджет Российской Федерации (без учета поступлений ЕСН в федеральный бюджет) 1 259 677,6 млн. руб., что на 22,9% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.
Основную долю налоговых поступлений в округе в январе - декабре 2008 года составляют поступления от:
- Республики Татарстан – 18%,
- Самарской области – 15,2%,
- Пермского края – 13,3%,
|
|
- Республики Башкортостан – 12,8%.
Поступления в федеральный бюджет составили 598 450,1 млн. руб., что на 17,5% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (509 130,1 млн. рублей).
Поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ за январь - декабрь 2008 года составили 661 227,5 млн. руб., что на 28,2% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (515 647,6 млн. рублей).
В январе - декабре 2008 года Приволжский федеральный округ обеспечил 15,8% всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, 16,8% поступлений - в федеральный и 15,1% - в консолидированный бюджет субъектов РФ.
За январь - сентябрь 2009 года налоговыми органами Приволжского федерального округа собрано в консолидированный бюджет Российской Федерации (без учета поступлений ЕСН в федеральный бюджет) 708 605,2 млн. руб., что на 27,4% меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года
Основную долю налоговых поступлений в округе в январе - сентябре 2009 года составляют поступления от:
- Республики Татарстан – 16%,
- Самарской области – 14,9%,
- Республики Башкортостан – 14,5%,
- Пермского края – 11,7%,
- Нижегородской области – 10,3 процента (рис. 2.7).
Рис. 2.7. Удельный вес субъектов Приволжского федерального округа в поступлениях по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ в январе-сентябре 2009г.
Поступления в федеральный бюджет составили – 282 030,7 млн. руб., что на 41,2% меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года (479 545 млн. рублей).
Поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ за январь - сентябрь 2009 года составили – 426 574,4 млн. руб., что на 14% меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года (495 957,1 млн. рублей). Из них поступления налоговых платежей и других доходов в бюджеты субъектов РФ составили – 324 962,7 млн. руб., что на 18,3% меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года (397 886,1 млн. руб.), поступления налоговых платежей и других доходов в местные бюджеты – 101 611,8 млн. руб., что на 3,6% больше показателя прошлого года (98 071,0 млн. рублей).
Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ по уровням бюджетной системы в январе - сентябре 2009 года представлен на рис 2.8.
Приволжский федеральный округ обеспечил 15,5% всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, 15,5% поступлений в федеральный и 15,5% в консолидированный бюджет субъектов РФ.
Рис. 2.8. Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ по уровням бюджетной системы в январе - сентябре 2009
Основная часть доходов консолидированного бюджета РФ в округе (на 87,2%) сформирована за счет поступлений по следующей группе налогов:
- налог на доходы физических лиц - 160 616,4 млн. руб. (22,7%),
- платежи за пользование природными ресурсами - 140 334,5 млн. руб. (19,8%),
- налог на добавленную стоимость - 129 441,2 млн. руб. (18,3 %),
- налог на прибыль организаций - 122 402,4 млн. руб. (17,3%),
- акцизы по подакцизным товарам - 64 852,8 млн. руб. (9,2 %).
В январе - сентябре текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли поступления по налогу на добавленную стоимость - на 0,8 процента.
Снизились поступления по налогу на прибыль организаций - на 51,6%, платежей за пользование природными ресурсами - на 48,8%, акцизов по подакцизным товарам - на 1,5%, по налогу на доходы физических лиц - на 5,3 %.
Основными источниками пополнения доходной части федерального бюджета (на 99,6%) в Приволжском федеральном округе являются:
- платежи за пользование природными ресурсами - 133 428,2 млн. руб. (47,3%),
- налог на добавленную стоимость - 129 441,2 млн. руб. (45,9%),
- налог на прибыль организаций - 14 018,5 млн. руб. (5%),
- акцизы по подакцизным товарам - 3 923,3 млн. руб. (1,4 %.
Основной объем доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ (на 95,3%) в Приволжском федеральном округе сформирован за счет:
- налога на доходы физических лиц - 160 616,4 млн. руб. (37,7%),
- налога на прибыль организаций - 108 383,9 млн. руб. (25,4%),
- налогов на имущество - 69 723,1 млн. руб. (16,3%),
- акцизов по подакцизным товарам - 60 929,6 млн. руб. (14,3%),
- платежей за пользование природными ресурсами – 6 906,3 млн. руб. (1,6 процента).
За январь - сентябрь 2009 года поступление платежей в округе за счет единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, а также средств в счет погашения задолженности предыдущих лет по страховым взносам, пеням и штрафам в государственные внебюджетные фонды составило 242 135,1 млн. руб., что на 1,2% меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года (245 134,4 млн. рублей).
По состоянию на 01.10.2009 года общая задолженность по округу по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям составляет 146 342,5 млн. руб. (13,9% от общей задолженности в целом по России), в т. ч. по налогам и сборам 90 691,3 млн. руб. (62% от общей задолженности по округу), по уплате пеней и налоговых санкций – 55 651,2 млн. руб. (38 процентов). В целом по округу по состоянию на 01.10.2009 года произошел рост задолженности на 2,8% или на 4 004,1 млн. рублей.
В структуре задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет по состоянию на 01.10.2009 года на федеральные налоги и сборы приходится – 79,5% (или 116 365,0 млн. руб.), на региональные – 11,2% (или 16 354,0 млн. руб.), на местные – 6,9% (или 10 084,4 млн. руб.), на налоги со специальным налоговым режимом – 2,4% (или 3 539,0 млн. рублей).
Рост задолженности по состоянию на 01.10.2009 года в целом по УФНС округа наблюдается по всем видам налогов: по федеральным налогам и сборам – на 1,3% (по России – на 7,7%), по региональным налогам и сборам – на 9,7% (по России - на 16,8%), по налогам со специальным налоговым режимом - на 16,4% (по России - на 14,8%), по местным налогам и сборам - на 6% (по России – на 6,6 процентов
Задолженность по уплате единого социального налога по УФНС Приволжского федерального округа по состоянию на 01.10.2009 года (включая задолженность по уплате пеней и налоговых санкций) составляет 22 535,9 млн. рублей (19,3% от задолженности по единому социальному налогу в целом по России). За январь – сентябрь 2009 года задолженность по округу снизилась на 0,5% или на 110,5 млн. руб. по сравнению с началом года. В целом по России задолженность выросла на 4,3 процента.
Общая задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ (включая пени и финансовые санкции), по округу по состоянию на 01.10.2009 года составляет 24 247,0 млн. руб. (19,6% от задолженности по данным платежам в целом по России). За январь - сентябрь 2009 года задолженность по округу выросла на 30,4% или 5 658,6 млн. руб. по сравнению с началом года (по России рост составил 29,4 процента) [26].
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод.
Снижение поступлений по налогам в 2009г. связано с различными факторами. По НДПИ – это снижение цены на нефть на мировых рынках. Основным фактором, оказавшим влияние на снижение поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет, является ухудшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций (рост убыточных предприятий и суммы полученного убытка с одновременным снижением количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли), а также снижение с 2009г. ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%.
По НДС – это неоплата текущих начислений отдельными налогоплательщиками по причине отсутствия денежных средств на расчетных счетах вследствие нарушений условий договоров контрагентами, затруднения пролангирования кредитов, роста дебиторской задолженности.