Курс на снижение налоговой нагрузки путем перераспределения налогового бремени

Основные направления налоговой политики России на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов формировались в условиях стабильно растущей экономики и предполагали ряд мер, направленных на совер­шенствование налоговой системы страны. Был продекларирован отказ от увеличения номи­нального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалан­сированности бюджетной системы.

Пересмотр бюджета в условиях мирового финансового кризиса предопределил необхо­димость корректировки налоговой политики государства в сложившихся условиях, поэтому Минфин России и Минэкономразвития России разработали документ «Основные на­правления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» [3], учитывающий ряд мер, ка­сающихся всех участников налоговых отноше­ний на среднесрочный период.

Этот документ будет основанием для внесения в течение трех лет необходимых кор­ректировок в законодательство по налогам и сборам.

Финансовый кризис предопределил поиск мер налогового характера, направленных на стабилизацию экономики. Как известно, одним из классических методов борьбы с кризисом считается снижение налогов. Этот метод был предложен еще 200 лет назад английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом и ус­пешно использовался в разные периоды раз­ными странами.

В рассматриваемом документе декларирует­ся сохранение неизменного уровня налогово­го бремени, но при этом отмечается, что сни­жение налоговой нагрузки на участников эко­номических отношений возможно не только уменьшением налоговых ставок, но и путем пе­рераспределения налогового бремени с по­мощью проведения структурных преобразова­ний налоговой системы — повышения качества налогового администрирования, нейтральнос­ти и эффективности основных налогов, опти­мизации применения налоговых льгот и осво­бождений от налогообложения.

Необходимость проведения антикризисных мер была очевидна уже в 2008 году, некото­рые из них были реализованы в ходе рефор­мирования налогового законодательства и дей­ствуют с 1 января 2009 года. Практически все введенные с 2009 года изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) направ­лены на облегчение положения налогоплатель­щиков. Одновременно нельзя не отметить, что кризис уже негативно сказался на налоговых поступлениях в государственную казну. Не­смотря на то, что по итогам 2008 года налого­вые поступления по сравнению с прошлым пе­риодом выросли на 14,3 %, в последние два месяца 2008 года они сократились почти в два раза по сравнению с октябрем. Очевидно, что негативная тенденция продолжается, что не может не сказываться на сбалансированности бюджетной системы, тем более что государство не отказывается от реализации намеченной ранее социальной программы [15, с. 11].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: