В последние годы основным показателем результативности отечественной налоговой политики считалось повышение собираемости налогов и увеличение объема налоговых доходов бюджета. Решению этих задач способствовали значительные фискальные поступления от экспорта энергоносителей и сырья, а также тотального обложения налогом на добавленную стоимость продукции и услуг, производимых в России и ввозимых на её территорию.
Следует отметить существенные успехи налоговой реформы 2000-2007гг. по сравнению с периодом 1990-х годов. В 1990-е годы общая направленность налоговой политики существенно усугубляла проблемы, с которыми Россия сталкивалась в экономике, включая сокращение валового внутреннего продукта почти на 50%. Изменения же в налоговой сфере 1999 - 2007 гг. на фоне несомненного экономического ренессанса России в этот период положили начало устойчивым позитивным тенденциям в развитии отечественной системы налогообложения [12, с. 35].
Однако наряду с изменениями положительными рассматриваемая направленность налоговой политики привела и к ощутимым отрицательным результатам. Так, продолжается раскручивание инфляционной спирали. Появилась необходимость стерилизации в рамках стабилизационного фонда значительной части налоговых доходов, сдерживания процессов финансирования реальной экономики и отраслей социальной сферы для снижения темпов инфляции, так как именно последняя представляется главной угрозой экономическому развитию страны. Вместе с тем наблюдающийся в последние годы быстрый рост цен на недвижимость, жилищно-бытовые услуги, обучение и медицинское обслуживание в значительной степени нивелирует масштабные финансовые вложения государства в бюджетный сектор и социальные программы, способствует социальному расслоению российского общества.
|
|
Реализация мероприятий по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в последние годы позволило существенное снизить ставки практически по всем основным налогам:
- по налогу на прибыль организаций – с 35% до 24%;
- по налогу на добавленную стоимость – с 20% до 18%;
- по единому социальному налогу – с 35,6% до 26%;
- по налогу на доходы физических лиц действует плоская шкала налогообложения – 13%.
Предпринятые меры способствовали улучшению инвестиционного климата в России.
Одним из механизмов стимулирования инвестиционной активности налогоплательщиков стал новый порядок амортизационных отчислений, определённый в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
В рамках данного порядка предусмотрена возможность выбора налогоплательщиком способа начисления амортизации – линейный и нелинейный способы.
|
|
Одновременно предусмотрены возможности для налогоплательщиков применения повышающих коэффициентов к основной норме амортизационных отчислений в определённых случаях.
С целью стимулирования инвестиций при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются, в частности, средства целевого финансирования в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения.
Процесс совершенствования законодательства о налогах и сборах динамичен. Введение плоской шкалы и реформирование ЕСН позволило повысить экономические стимулы для увеличения заработной платы и легализации её выплаты при одновременном снижении налоговой нагрузки на бизнес.
Ведущее место по поступлениям на этом этапе и в последующие периоды занимал налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Рост происходит по причине благоприятной конъюнктуры цен на нефть, а также увеличения объёма добычи нефти относительно данных, учтённых при расчёте бюджета.
Несмотря на существенное снижение налогов, собираемость их к 2008 году увеличилась. Однако налоговая система на этом этапе всё же не отвечала современным требованиям, не в полной мере обеспечивала конкурентоспособность российской экономики, стимулировала деловую активность и приток инвестиций.
Таким образом, существенно преобразована вся налоговая система. В этот период были отменены ведущие налоги – налог с оборота, налог с продаж, снижена ставка ЕСН, который был создан на основе трёх видов налогов, существенно изменено налогообложение ресурсов. Несмотря на снижение налоговой нагрузки, наблюдается достаточная стабилизация налогов в бюджеты всех уровней, что приводит к постоянному пополнению бюджетной системы, независимо от снижения налогов. То есть наблюдается достаточно позитивная реакция бизнеса и стабилизация экономики в целом.
В Приложении 1 представлены основные изменения налогового законодательства России за 2006-2007 годы [11, 13, 14, 20].
В 2008 году законодателем внесено большой количество поправок в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, многие из которых направлены на поддержание налогоплательщиков в сложной экономической ситуации. Основная масса изменений вступила в силу с 1 января 2009 года. Эти изменения нами будут рассмотрены в главе 3.
На протяжении 1990-х гг. налоговая система строилась на основе Закона РФ от 27.12.1991 «Об основах налоговой системы в РФ». Деятельность налоговых органов подчинялась закону РФ от 21.03.1991 «О налоговых органах РФ». С конца 1990-х гг. налоговая система формируется и развивается согласно кодифицированному федеральному закону — НК РФ. В соответствии со ст. 12 НК РФ в РФ установлены три вида налогов и сборов:
- федеральные налоги и сборы;
- налоги субъектов РФ (региональные налоги);
- местные налоги.
В настоящее время налоговую систему России составляют 13 налогов и два сбора (госпошлина — это по своим признакам сбор), в том числе федеральных — 10, региональных — 3, местных — 2. Следует также обратить внимание, что в рамках специальных налоговых режимов установлены три единых налога: единый сельскохозяйственный налог, единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Состав налоговой системы РФ по состоянию на начало 2008 г.
Федеральные налоги | |
Налог на добавленную стоимость | НКРФ, гл. 21 |
Акцизы | НК РФ, гл. 22 |
Налог на доходы физических лиц | НК РФ, гл. 23 |
Единый социальный налог | НК РФ, гл. 24 |
Налог на прибыль организаций | НК РФ, гл. 25 |
Налог на добычу полезных ископаемых | НК РФ, гл. 26 |
Водный налог | НК РФ, гл. 25.2 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов | НКРФ, гл. 25.1 |
Государственная пошлина | НКРФ, гл. 25.3 |
Региональные налоги | |
Налог на имущество организаций | НК РФ, гл. 30 |
Транспортный налог | НК РФ, гл. 28 |
Налог на игорный бизнес | НК РФ, гл. 29 |
Местные налоги | |
Земельный налог | НКРФ, гл.31 |
Налог на имущество физических лиц | Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1961 № 2003-1 |
Специальные налоговые режимы | |
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХ) | НКРФ, гл. 26.1 |
Упрощенная система налогообложения | НКРФ, гл. 26.2 |
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности | НК РФ, гл. 26.3 |
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции | НК РФ, гл. 26.4 |
Разделение налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социально-экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.
|
|
Разделение налогов по уровням власти целесообразно проводить с учетом следующих принципов [16, с. 52]:
- налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;
- чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой — природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях — налогообложение имущества;
- большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;
- косвенные налоги (взимаемые в виде надбавки к цене товара) — акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины — взимаются на федеральном уровне;
|
|
- число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано. Налоговая система формируется и реформируется путем установления и введения новых налогов, их изменения и отмены.
Установить налог или сбор не значит только дать ему название, необходимо определение в НК РФ плательщиков, а также существенных элементов налоговых обязательств: объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налога, порядка и сроков уплаты налога, а в необходимых случаях и налоговых льгот. Установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства. Если налог устанавливается путем последовательного издания нескольких нормативно-правовых актов, то такой налог считается окончательно установленным, когда определен его последний элемент.
Введение налога означает решение субъектов РФ и муниципальных образований о действии определенного регионального или местного налога на своей территории. Исчерпывающий перечень налогов и сборов всех уровней закрепляется НК РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования вправе самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории региональные (местные) налоги, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог.
Таким образом, установление в НК РФ регионального (местного) налога порождает право субъекта РФ (местного самоуправления) своим законом (нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления) установить и ввести в действие этот налог независимо оттого, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ (муниципальные самообразования). Так, 29.11.2004 г. НК РФ пополнился новой главой 31 «Земельный налог». Этот налог — местный. Поэтому на территории муниципальных самообразований он может быть окончательно установлен только в соответствии с принятием нормативного правового акта представительного органа соответствующего местного самоуправления.
Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Состав федеральных налогов, налогоплательщики, элементы налогообложения (объект, база, ставки, налоговый период, порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты) определяются высшим законодательным органом РФ.
Федеральные налоги создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность нижестоящих — региональных и местных — бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается НК РФ, эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории РФ.
Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты РФ имеют определенные права. Тем не менее компетенция субъекта РФ в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки, которая полагается ему в соответствии с законодательством. Например, по налогу на прибыль организаций определена ставка до 24%, распределяемая между федеральным и региональными бюджетами: 6,5 % — в федеральный бюджет и не более 17,5% — в бюджеты субъектов РФ. В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные льготы.
Федеральные налоги и сборы следует считать законно установленными, если они установлены федеральным законодательным органом в надлежащей форме, т.е. федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными. Конституция РФ исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти.
Налоги субъектов РФ (региональные налоги) — это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.
Региональные налоги обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и изъятия региональных налогов предусмотрен ст. 12 НК РФ. В соответствии с ней перечень региональных налогов устанавливается НК РФ (ст. 14) и законами субъектов РФ. Введение в действие региональных налогов производится законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате па территории соответствующего субъекта РФ.
При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы субъекта РФ наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному региональному налогу, а также налоговые льготы и основания для их использования плательщиком. Если субъект РФ по какой-либо причине не реализует вышеуказанные права, то применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.
Местные налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.
Платежи по местным налогам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные (с позиций налогообложения в понятие «район» не входит район внутри города), поселковые налоги. Общий порядок установления местных налогов предусмотрен ст. 12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налогов устанавливается НК РФ (ст. 15) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Введение в действие местных налогов производится нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
При установлении местных налогов представительные органы местного самоуправления наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному местному налогу, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Если представительный орган местного самоуправления по какой-либо причине не реализует вышеуказанные права, то применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.
Федеративное устройство России имеет еще одну существенную особенность. Субъекты РФ — города федерального значения Москва и Санкт-Петербург — своими законами вправе устанавливать и вводить в действие не только региональные, но и местные налоги (ст. 12 НК РФ). В налоговом праве других федеративных государств аналогов этому положению нет.
В настоящее время региональные и местные органы власти не вправе устанавливать региональные и местные налоги, не предусмотренные НК РФ. Данное положение сопоставимо с полномочиями региональных и местных властей развитых европейских стран, где роль федеральных органов в налоговом правотворчестве является ведущей. В некоторых странах (Италия, Бельгия, Дания) у местных органов формально есть право устанавливать местные налоги, но правительство оставляет за собой право контролировать их ставки и сумму. Такой подход характерен и для федеративных государств, в которых доля местных налогов в доходах местных бюджетов обычно выше, чем в унитарных государствах.
Бюджетное устройство России и других европейских стран одинаково предусматривает, что региональные и местные налоги служат только добавкой в доходной части соответствующих бюджетов, главной частью которой являются отчисления от федеральных налогов. Во многих развитых странах доля местных налогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов составляет 80%; в РФ этот показатель колеблется от 0,7 до 17% и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития. Поскольку доходная база региональных и местных бюджетов в России недостаточна для покрытия бюджетных расходов, остро встала проблема зависимости региональных и местных бюджетов от централизованно выделяемых средств.
Современная трехуровневая налоговая система РФ достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права.
Таким образом, четкое распределение налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы в условиях рыночной экономики.