Понятие и структура налоговой системы РФ

В последние годы основным показателем результатив­ности отечественной налоговой политики считалось повы­шение собираемости налогов и увеличение объема налого­вых доходов бюджета. Решению этих задач способствовали значительные фискальные поступления от экспорта энер­гоносителей и сырья, а также тотального обложения нало­гом на добавленную стоимость продукции и услуг, произ­водимых в России и ввозимых на её территорию.

Следует отметить существенные успехи налоговой ре­формы 2000-2007гг. по сравнению с периодом 1990-х го­дов. В 1990-е годы общая направленность налоговой по­литики существенно усугубляла проблемы, с которыми Россия сталкивалась в экономике, включая сокращение валового внутреннего продукта почти на 50%. Измене­ния же в налоговой сфере 1999 - 2007 гг. на фоне несом­ненного экономического ренессанса России в этот пери­од положили начало устойчивым позитивным тенденци­ям в развитии отечественной системы налогообложения [12, с. 35].

Однако наряду с изменениями положительными рассматриваемая направленность налоговой политики привела и к ощутимым отрицательным результатам. Так, продолжается раскручивание инфляционной спирали. Появилась необходимость стерилизации в рамках стаби­лизационного фонда значительной части налоговых до­ходов, сдерживания процессов финансирования реаль­ной экономики и отраслей социальной сферы для сниже­ния темпов инфляции, так как именно последняя пред­ставляется главной угрозой экономическому развитию страны. Вместе с тем наблюдающийся в последние годы быстрый рост цен на недвижимость, жилищно-бытовые услуги, обучение и медицинское обслуживание в значи­тельной степени нивелирует масштабные финансовые вложения государства в бюджетный сектор и социальные программы, способствует социальному расслоению рос­сийского общества.

Реализация мероприятий по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в последние годы позволило существенное снизить ставки практически по всем основным налогам:

- по налогу на прибыль организаций – с 35% до 24%;

- по налогу на добавленную стоимость – с 20% до 18%;

- по единому социальному налогу – с 35,6% до 26%;

- по налогу на доходы физических лиц действует плоская шкала налогообложения – 13%.

Предпринятые меры способствовали улучшению инвестиционного климата в России.

Одним из механизмов стимулирования инвестиционной активности налогоплательщиков стал новый порядок амортизационных отчислений, определённый в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

В рамках данного порядка предусмотрена возможность выбора налогоплательщиком способа начисления амортизации – линейный и нелинейный способы.

Одновременно предусмотрены возможности для налогоплательщиков применения повышающих коэффициентов к основной норме амортизационных отчислений в определённых случаях.

С целью стимулирования инвестиций при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются, в частности, средства целевого финансирования в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения.

Процесс совершенствования законодательства о налогах и сборах динамичен. Введение плоской шкалы и реформирование ЕСН позволило повысить экономические стимулы для увеличения заработной платы и легализации её выплаты при одновременном снижении налоговой нагрузки на бизнес.

Ведущее место по поступлениям на этом этапе и в последующие периоды занимал налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Рост происходит по причине благоприятной конъюнктуры цен на нефть, а также увеличения объёма добычи нефти относительно данных, учтённых при расчёте бюджета.

Несмотря на существенное снижение налогов, собираемость их к 2008 году увеличилась. Однако налоговая система на этом этапе всё же не отвечала современным требованиям, не в полной мере обеспечивала конкурентоспособность российской экономики, стимулировала деловую активность и приток инвестиций.

Таким образом, существенно преобразована вся налоговая система. В этот период были отменены ведущие налоги – налог с оборота, налог с продаж, снижена ставка ЕСН, который был создан на основе трёх видов налогов, существенно изменено налогообложение ресурсов. Несмотря на снижение налоговой нагрузки, наблюдается достаточная стабилизация налогов в бюджеты всех уровней, что приводит к постоянному пополнению бюджетной системы, независимо от снижения налогов. То есть наблюдается достаточно позитивная реакция бизнеса и стабилизация экономики в целом.

В Приложении 1 представлены основные изменения налогового законодательства России за 2006-2007 годы [11, 13, 14, 20].

В 2008 году законодателем внесено большой количество поправок в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, многие из которых направлены на поддержание налогоплательщиков в сложной экономической ситуации. Основная масса изменений вступила в силу с 1 января 2009 года. Эти изменения нами будут рассмотрены в главе 3.

На протяжении 1990-х гг. налоговая система строилась на осно­ве Закона РФ от 27.12.1991 «Об основах налоговой системы в РФ». Деятельность налоговых органов подчинялась закону РФ от 21.03.1991 «О налоговых органах РФ». С конца 1990-х гг. налоговая система формируется и развивается согласно кодифицированному федеральному закону — НК РФ. В соответствии со ст. 12 НК РФ в РФ установлены три вида налогов и сборов:

- федеральные налоги и сборы;

- налоги субъектов РФ (региональные налоги);

- местные налоги.

В настоящее время налоговую систему России составляют 13 на­логов и два сбора (госпошлина — это по своим признакам сбор), в том числе федеральных — 10, региональных — 3, местных — 2. Следует также обратить внимание, что в рамках специальных на­логовых режимов установлены три единых налога: единый сель­скохозяйственный налог, единый налог при применении упрощен­ной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Состав налоговой системы РФ по состоянию на начало 2008 г.

Федеральные налоги
Налог на добавленную стоимость НКРФ, гл. 21
Акцизы НК РФ, гл. 22
Налог на доходы физических лиц НК РФ, гл. 23
Единый социальный налог НК РФ, гл. 24
Налог на прибыль организаций НК РФ, гл. 25
Налог на добычу полезных ископаемых НК РФ, гл. 26
Водный налог НК РФ, гл. 25.2
Сборы за пользование объектами животно­го мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов НКРФ, гл. 25.1
Государственная пошлина НКРФ, гл. 25.3
Региональные налоги
Налог на имущество организаций НК РФ, гл. 30
Транспортный налог НК РФ, гл. 28
Налог на игорный бизнес НК РФ, гл. 29
Местные налоги
Земельный налог НКРФ, гл.31
Налог на имущество физических лиц Закон РФ «О налогах на имущество физиче­ских лиц» от 09.12.1961 № 2003-1
Специальные налоговые режимы
Система налогообложения для сельско­хозяйственных товаропроизводителей (ЕСХ) НКРФ, гл. 26.1
Упрощенная система налогообложения НКРФ, гл. 26.2
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности НК РФ, гл. 26.3
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции НК РФ, гл. 26.4

Разделение налогов по уровням власти обеспечивает осуще­ствление государством регулирующей функции, позволяя ему воз­действовать на социально-экономические процессы на федераль­ном, региональном и местном уровнях.

Разделение налогов по уровням власти целесообразно прово­дить с учетом следующих принципов [16, с. 52]:

- налоговые доходы каждого уровня власти должны быть доста­точны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;

- чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой — природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне на­логообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях — налогообложение имущества;

- большинство регулирующих налогов закрепляется на федераль­ном уровне;

- косвенные налоги (взимаемые в виде надбавки к цене товара) — акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные по­шлины — взимаются на федеральном уровне;

- число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Феде­рации и ее субъектов должно быть минимизировано. Налоговая система формируется и реформируется путем уста­новления и введения новых налогов, их изменения и отмены.

Установить налог или сбор не значит только дать ему название, необходимо определение в НК РФ плательщиков, а также суще­ственных элементов налоговых обязательств: объекта налогообло­жения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налога, порядка и сроков уплаты налога, а в необходимых случаях и налоговых льгот. Установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существен­ных элементов налогового обязательства. Если налог устанавлива­ется путем последовательного издания нескольких нормативно-правовых актов, то такой налог считается окончательно установ­ленным, когда определен его последний элемент.

Введение налога означает решение субъектов РФ и муници­пальных образований о действии определенного регионального или местного налога на своей территории. Исчерпывающий пере­чень налогов и сборов всех уровней закрепляется НК РФ. Субъек­ты РФ и муниципальные образования вправе самостоятельно ре­шать, вводить или не вводить на своей территории региональные (местные) налоги, поскольку исчерпывающий перечень региональ­ных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог.

Таким образом, установление в НК РФ регионального (местного) налога порождает право субъекта РФ (местного само­управления) своим законом (нормативным правовым актом пред­ставительного органа местного самоуправления) установить и ввес­ти в действие этот налог независимо оттого, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ (муниципальные самообразова­ния). Так, 29.11.2004 г. НК РФ пополнился новой главой 31 «Зе­мельный налог». Этот налог — местный. Поэтому на территории муниципальных самообразований он может быть окончательно установлен только в соответствии с принятием нормативного пра­вового акта представительного органа соответствующего местного самоуправления.

Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. По­ступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Состав федеральных налогов, налого­плательщики, элементы налогообложения (объект, база, ставки, налоговый период, порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты) определяются высшим законодательным органом РФ.

Федеральные налоги создают основу доходной части федераль­ного бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных ис­точников), за счет них поддерживается финансовая стабильность нижестоящих — региональных и местных — бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается НК РФ, эти нало­ги и сборы обязательны к уплате на всей территории РФ.

Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты РФ имеют определенные права. Тем не менее компетенция субъекта РФ в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки, которая полагается ему в соответствии с законодательством. Например, по налогу на при­быль организаций определена ставка до 24%, распределяемая меж­ду федеральным и региональными бюджетами: 6,5 % — в федераль­ный бюджет и не более 17,5% — в бюджеты субъектов РФ. В пре­делах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные льготы.

Федеральные налоги и сборы следует считать законно установленными, если они установлены федеральным законодательным органом в надлежащей форме, т.е. федеральным законом, в пре­дусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными. Конституция РФ исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти.

Налоги субъектов РФ (региональные налоги) — это обязатель­ные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Кон­ституцией РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.

Региональные налоги обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее доля регулирующих налогов в доходах региональных бюд­жетов значительно превышает долю собственных налоговых дохо­дов). Общий порядок установления и изъятия региональных нало­гов предусмотрен ст. 12 НК РФ. В соответствии с ней перечень региональных налогов устанавливается НК РФ (ст. 14) и законами субъектов РФ. Введение в действие региональных налогов произ­водится законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате па территории соответствующего субъекта РФ.

При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы субъекта РФ наделены правом опреде­лять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному региональному на­логу, а также налоговые льготы и основания для их использования плательщиком. Если субъект РФ по какой-либо причине не реа­лизует вышеуказанные права, то применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.

Местные налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерны­ми чертами местных налогов являются их регрессивность и мно­жественность. Они оказывают регулирующее воздействие на раз­витие социальной инфраструктуры.

Платежи по местным налогам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные (с позиций налогообложения в понятие «район» не входит район внутри города), поселковые налоги. Об­щий порядок установления местных налогов предусмотрен ст. 12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налогов устанав­ливается НК РФ (ст. 15) и нормативными правовыми актами пред­ставительных органов местного самоуправления. Введение в дей­ствие местных налогов производится нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих му­ниципальных образований.

При установлении местных налогов представительные органы местного самоуправления наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы от­четности по данному местному налогу, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Если пред­ставительный орган местного самоуправления по какой-либо причи­не не реализует вышеуказанные права, то применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.

Федеративное устройство России имеет еще одну существенную особенность. Субъекты РФ — города федерального значения Мос­ква и Санкт-Петербург — своими законами вправе устанавливать и вводить в действие не только региональные, но и местные нало­ги (ст. 12 НК РФ). В налоговом праве других федеративных госу­дарств аналогов этому положению нет.

В настоящее время региональные и местные органы власти не вправе устанавливать региональные и местные налоги, не преду­смотренные НК РФ. Данное положение сопоставимо с полномо­чиями региональных и местных властей развитых европейских стран, где роль федеральных органов в налоговом правотворчестве является ведущей. В некоторых странах (Италия, Бельгия, Дания) у местных органов формально есть право устанавливать местные налоги, но правительство оставляет за собой право контролировать их ставки и сумму. Такой подход характерен и для федеративных государств, в которых доля местных налогов в доходах местных бюджетов обычно выше, чем в унитарных государствах.

Бюджетное устройство России и других европейских стран оди­наково предусматривает, что региональные и местные налоги слу­жат только добавкой в доходной части соответствующих бюджетов, главной частью которой являются отчисления от федеральных на­логов. Во многих развитых странах доля местных налогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов составляет 80%; в РФ этот показатель колеблется от 0,7 до 17% и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития. Поскольку доходная база региональных и местных бюджетов в России недостаточ­на для покрытия бюджетных расходов, остро встала проблема за­висимости региональных и местных бюджетов от централизованно выделяемых средств.

Современная трехуровневая налоговая система РФ достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существен­ных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отно­шениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета ис­ходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналого­вых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая пре­емственность и совершенствование налогового права.

Таким образом, четкое распределение налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов не только ор­ганизации, но и реформирования налоговой системы в условиях рыночной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: