Новые положения НК РФ по трансфертному ценообразованию
До настоящего времени не решена задача внесения в НК РФ изменений, касающихся трансфертного ценообразования, актуальная для расчета налоговых баз по всем важнейшим бюджетообразующим налогам. Предполагается введение в НК РФ самостоятельного раздела, регулирующего проблемы ценообразования, в котором будет уточнен критерий признания лиц взаимозависимыми. Введение показателя «контролируемая сделка», порядка представления в налоговый орган документов, обосновывающих цену сделки, порядка вынесения решения налоговым органом о несоответствии цены сделки рыночной, ряда других понятий должно будет способствовать предотвращению способов минимизации налоговых обязательств, в основе которых лежит использование в сделке цены, отклоняющейся от цены, которая была бы применена независимыми лицами.
Предполагается, что введение новых правил контроля за использованием трансфертного ценообразования будет увязано с изменениями, связанными с введением института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций.
|
|
Консолидированная отчетность по налогу на прибыль
В определенной степени консолидация отчетности для налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения, уже практикуется. Теперь такой механизм разрабатывается для холдингов — группы компаний, которые объединяются на основе принципа добровольности и заключают договоры в целях консолидации обязательств по уплате налога на прибыль. Ограничения предусматриваются только для организаций, являющихся резидентами особых экономических зон или применяющих специальные налоговые режимы. Для финансовых организаций консолидация предполагается только среди однородных плательщиков.
Консолидированная группа плательщиков будет представлять единую декларацию по налогу на прибыль, в которой будут расчеты общей налоговой базы и налоговой базы каждого участника. Правила расчета налога на прибыль для консолидированной группы плательщиков будут включать порядок учета убытков, формирования резервов, ликвидации соответствующей группы и т.д. Распределение суммы налога между субъектами Российской Федерации предполагается по той же схеме, которая в настоящее время применяется для организаций, имеющих обособленные подразделения.
Изменение понятия «резидентство»
Интеграция России в мировое экономическое сообщество требует определения ряда позиций, регулирующих налоговые взаимоотношения. Одной из важнейших проблем является определение налогового резидентства как физических, так и юридических лиц. Такое определение в настоящее время в НК РФ существует, но, несмотря на его корректировки, не удовлетворяет современным требованиям. Предполагается, что в ближайшем будущем в НК РФ будут внесены изменения, согласно которым основным фактором, определяющим резидентство физического лица, будет являться «центр жизненных интересов», а для юридического лица — «фактическое место управления».
|
|
Упрощение порядка регистрации налогоплательщиков
Большой проблемой как для налогоплательщиков, так и для государственных органов является сложность постановки налогоплательщиков на учет, что зачастую предопределяет уклонение от выполнения данной обязанности. Минфин России предлагает упростить порядок учета в налоговых органах организаций и их обособленных подразделений, в том числе и физических лиц, и крупных налогоплательщиков.
В частности, предлагается порядок постановки на учет филиалов и представительств сделать аналогичным порядку постановки на учет физических лиц.
Предоставление отсрочки, инвестиционного налогового кредита, изменение сроков уплаты налогов, сборов, пеней и других платежей
В современных условиях финансовой нестабильности важным является урегулирование проблем предоставления отсрочки по налогам и сборам, предоставления инвестиционного налогового кредита, а также изменения сроков уплаты налогов и сборов, пеней и других обязательных платежей. Дело в том, что в настоящее время предоставление отсрочки, рассрочки по уплате налогов крайне усложняется необходимостью предоставления доказательств их целесообразности, неясностью полномочий органов исполнительной власти или самих организаций, а по федеральным налогам нет регламента предоставления их по решению Правительства РФ. Соответствующие документы разрабатываются и должны быть приняты в ближайшее время.
Ответственность за нарушение налогового законодательства
Минфин России предлагает также ряд мер, направленных на совершенствование налогового администрирования, в том числе и уточняющих положения, касающиеся ответственности за нарушение налогового законодательства, совершение налогового правонарушения, несоблюдение сроков уплаты налогов.
В целом можно сделать вывод о том, что, в отличие от ранее введенных изменений в налоговое законодательство, предлагаемые изменения нацелены на перспективу и в большей степени ориентированы на устранение тех пробелов, которые способствуют уклонению от уплаты налогов, наносят экономический ущерб государству, что вполне логично при сохранении достаточно низкого уровня налогового бремени.