Ожидаемые изменения в налоговом администрировании

Новые положения НК РФ по трансфертному ценообразованию

До настоящего времени не решена задача внесения в НК РФ изменений, касающихся трансфертного ценообразования, актуальная для расчета налоговых баз по всем важнейшим бюджетообразующим налогам. Предполагает­ся введение в НК РФ самостоятельного разде­ла, регулирующего проблемы ценообразова­ния, в котором будет уточнен критерий призна­ния лиц взаимозависимыми. Введение показа­теля «контролируемая сделка», порядка пред­ставления в налоговый орган документов, обос­новывающих цену сделки, порядка вынесения решения налоговым органом о несоответствии цены сделки рыночной, ряда других понятий должно будет способствовать предотвращению способов минимизации налоговых обяза­тельств, в основе которых лежит использова­ние в сделке цены, отклоняющейся от цены, которая была бы применена независимыми лицами.

Предполагается, что введение новых правил контроля за использованием трансфертного ценообразования будет увязано с изменения­ми, связанными с введением института консо­лидированной налоговой отчетности по нало­гу на прибыль организаций.

Консолидированная отчетность по налогу на прибыль

В определенной степени консолидация от­четности для налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения, уже практику­ется. Теперь такой механизм разрабатывается для холдингов — группы компаний, которые объединяются на основе принципа доброволь­ности и заключают договоры в целях консоли­дации обязательств по уплате налога на при­быль. Ограничения предусматриваются только для организаций, являющихся резидентами особых экономических зон или применяющих специальные налоговые режимы. Для финан­совых организаций консолидация предполага­ется только среди однородных плательщиков.

Консолидированная группа плательщиков будет представлять единую декларацию по на­логу на прибыль, в которой будут расчеты общей налоговой базы и налоговой базы каждо­го участника. Правила расчета налога на при­быль для консолидированной группы платель­щиков будут включать порядок учета убытков, формирования резервов, ликвидации соответ­ствующей группы и т.д. Распределение суммы налога между субъектами Российской Федера­ции предполагается по той же схеме, которая в настоящее время применяется для организа­ций, имеющих обособленные подразделения.

Изменение понятия «резидентство»

Интеграция России в мировое экономическое сообщество требует определения ряда позиций, регулирующих налоговые взаимоотношения. Одной из важнейших проблем является опре­деление налогового резидентства как физичес­ких, так и юридических лиц. Такое определение в настоящее время в НК РФ существует, но, не­смотря на его корректировки, не удовлетворяет современным требованиям. Предполагается, что в ближайшем будущем в НК РФ будут внесены изменения, согласно которым основным факто­ром, определяющим резидентство физического лица, будет являться «центр жизненных интере­сов», а для юридического лица — «фактичес­кое место управления».

Упрощение порядка регистрации налогоплательщиков

Большой проблемой как для налогоплатель­щиков, так и для государственных органов яв­ляется сложность постановки налогоплательщиков на учет, что зачастую предопределяет уклонение от выполнения данной обязаннос­ти. Минфин России предлагает упростить по­рядок учета в налоговых органах организаций и их обособленных подразделений, в том чис­ле и физических лиц, и крупных налогоплатель­щиков.

В частности, предлагается порядок по­становки на учет филиалов и представительств сделать аналогичным порядку постановки на учет физических лиц.

Предоставление отсрочки, инвестиционного налогового кредита, изменение сроков уплаты налогов, сборов, пеней и других платежей

В современных условиях финансовой неста­бильности важным является урегулирование проблем предоставления отсрочки по налогам и сборам, предоставления инвестиционного налогового кредита, а также изменения сроков уплаты налогов и сборов, пеней и других обя­зательных платежей. Дело в том, что в настоя­щее время предоставление отсрочки, рассроч­ки по уплате налогов крайне усложняется не­обходимостью предоставления доказательств их целесообразности, неясностью полномочий органов исполнительной власти или самих организаций, а по федеральным налогам нет регламента предоставления их по решению Правительства РФ. Соответствующие докумен­ты разрабатываются и должны быть приняты в ближайшее время.

Ответственность за нарушение налогового законодательства

Минфин России предлагает также ряд мер, направленных на совершенствование налого­вого администрирования, в том числе и уточ­няющих положения, касающиеся ответственно­сти за нарушение налогового законодательства, совершение налогового правонарушения, не­соблюдение сроков уплаты налогов.

В целом можно сделать вывод о том, что, в отличие от ранее введенных изменений в на­логовое законодательство, предлагаемые изме­нения нацелены на перспективу и в большей степени ориентированы на устранение тех про­белов, которые способствуют уклонению от уплаты налогов, наносят экономический ущерб государству, что вполне логично при сохране­нии достаточно низкого уровня налогового бремени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: