Налог на добычу полезных ископаемых

В течение ряда последних лет надежным источником федерального бюджета и бюдже­тов субъектов Российской Федерации был на­лог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который неизменно рос более высокими тем­пами, чем налоговые поступления в целом, и вышел на второе место по значению в налого­вой системе Российской Федерации, что в ос­новном можно объяснить правилами опреде­ления налоговой базы, поставившими величи­ну налога в зависимость от стоимости добытых полезных ископаемых [6, с. 67].

С середины 2008 года рост цен на полезные ископаемые прекратил­ся и началось их существенное падение, соот­ветственно упали и размеры налоговых поступ­лений. Естественно, что налогоплательщики, особенно осуществляющие добычу полезных ископаемых на низкорентабельных или убы­точных месторождениях, попали в сложную ситуацию, а суммы получаемых от них налогов резко снизились. Однако государство не отка­залось от намерения дифференциального под­хода к налогообложению природных ресурсов. С 2009 года существенно расширен диапазон применения нулевой ставки НДПИ.

Перспективное направление реформирова­ния законодательства по НДПИ связывается с совершенствованием системы налогообложе­ния в отраслях, где образуются значительные рентные доходы. В то же время на ближайшие три года намечается ряд мероприятий, которые продолжают уже начатые в предыдущем году изменения налогообложения затратных место­рождений.

Предполагается дальнейшее стимулирова­ние разработки месторождений с высоким уровнем затрат, в частности введение «налоговых каникул» при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных в Черном и Охотском морях. Прорабатывается внесение в налоговое законодательство изменений, каса­ющихся характеристик показателей, использу­емых при расчете НДПИ, отражающих инфляционные процессы.

Одновременно с некоторым реформирова­нием существующего налогового механизма, как очевидно, приводящего к дифференциации и индивидуализации налоговых ставок, начи­нается работа по переходу к налогообложению добавочного дохода нефтедобывающих отрас­лей. Поскольку сам механизм для России яв­ляется абсолютно новым и сложным, ясно, что переход на новую систему в одночасье неце­лесообразен, поэтому в ближайшей перспек­тиве можно рассчитывать только на пилотный проект, связанный с внедрением налога на от­дельных месторождениях.

Действующая практика использования льгот при налогообложении природных ресурсов показала, что налогоплательщики используют налоговое законодательство для получения необоснованной налоговой выгоды, поэтому в ближайшей перспективе предлагается отме­нить нулевую ставку НДПИ с фактических по­терь нефти и при налогообложении добытой нефти на устье скважины, создать при этом со­ответствующую систему учета нефти и попут­ного газа.

Минфин России отмечает, что за последние два года при росте оптовых цен на горючий природный газ не менее чем в два раза ставка НДПИ не изменялась. При этом налоговое бре­мя нефтедобытчиков значительно превышает налоговое бремя организаций, занятых деятельностью по добыче газа. Внесение измене­ний в главу 26 НК РФ с 2010 года предполагает изъятие рентных доходов отрасли при помощи индексирования ставки НДПИ на величину на­копленной инфляции.

Как известно, в настоящее время полезные ископаемые, не относящиеся к углеводородно­му сырью, облагались НДПИ при помощи меха­низма использования адвалорных ставок, хотя предполагался переход в 2008 - 2009 годах к использованию специфических ставок. Не­смотря на то, что указанные задачи не были выполнены, все-таки намечается их реализа­ция, но уже в трехлетней перспективе, в пер­вую очередь в отношении каменного угля, тор­фа и солей, что, безусловно, создаст более справедливые условия деятельности для соот­ветствующих отраслей.

К налогам на природные ресурсы кроме НДПИ относится также и водный налог, ставки которого не пересматривались с момента вве­дения в действие в 2004 году главы 25.2 НК РФ, то есть эти ставки рассчитывались исходя из экономических условий 2003 года. По рас­четам специалистов, ставки водного налога обеспечивают поступление сумм налога, соот­ветствующих менее чем 30 % затрат, необхо­димых для оптимального содержания и разви­тия водохозяйственного комплекса.

Естествен­но, что заниженные ставки налога не способ­ствуют рациональному водопользованию, пре­допределяют необходимость государственных дотаций из бюджета, целесообразность предо­ставления которых экономически не обосно­вана, поэтому готовится федеральный закон, предусматривающий индексацию ставок налога начиная с 2010 года. Кроме того, намечается пересмотр плательщиков налога с целью при­ведения в единообразный вид ряда понятий налогового законодательства и Водного кодек­са Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: