В течение ряда последних лет надежным источником федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации был налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который неизменно рос более высокими темпами, чем налоговые поступления в целом, и вышел на второе место по значению в налоговой системе Российской Федерации, что в основном можно объяснить правилами определения налоговой базы, поставившими величину налога в зависимость от стоимости добытых полезных ископаемых [6, с. 67].
С середины 2008 года рост цен на полезные ископаемые прекратился и началось их существенное падение, соответственно упали и размеры налоговых поступлений. Естественно, что налогоплательщики, особенно осуществляющие добычу полезных ископаемых на низкорентабельных или убыточных месторождениях, попали в сложную ситуацию, а суммы получаемых от них налогов резко снизились. Однако государство не отказалось от намерения дифференциального подхода к налогообложению природных ресурсов. С 2009 года существенно расширен диапазон применения нулевой ставки НДПИ.
|
|
Перспективное направление реформирования законодательства по НДПИ связывается с совершенствованием системы налогообложения в отраслях, где образуются значительные рентные доходы. В то же время на ближайшие три года намечается ряд мероприятий, которые продолжают уже начатые в предыдущем году изменения налогообложения затратных месторождений.
Предполагается дальнейшее стимулирование разработки месторождений с высоким уровнем затрат, в частности введение «налоговых каникул» при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных в Черном и Охотском морях. Прорабатывается внесение в налоговое законодательство изменений, касающихся характеристик показателей, используемых при расчете НДПИ, отражающих инфляционные процессы.
Одновременно с некоторым реформированием существующего налогового механизма, как очевидно, приводящего к дифференциации и индивидуализации налоговых ставок, начинается работа по переходу к налогообложению добавочного дохода нефтедобывающих отраслей. Поскольку сам механизм для России является абсолютно новым и сложным, ясно, что переход на новую систему в одночасье нецелесообразен, поэтому в ближайшей перспективе можно рассчитывать только на пилотный проект, связанный с внедрением налога на отдельных месторождениях.
Действующая практика использования льгот при налогообложении природных ресурсов показала, что налогоплательщики используют налоговое законодательство для получения необоснованной налоговой выгоды, поэтому в ближайшей перспективе предлагается отменить нулевую ставку НДПИ с фактических потерь нефти и при налогообложении добытой нефти на устье скважины, создать при этом соответствующую систему учета нефти и попутного газа.
|
|
Минфин России отмечает, что за последние два года при росте оптовых цен на горючий природный газ не менее чем в два раза ставка НДПИ не изменялась. При этом налоговое бремя нефтедобытчиков значительно превышает налоговое бремя организаций, занятых деятельностью по добыче газа. Внесение изменений в главу 26 НК РФ с 2010 года предполагает изъятие рентных доходов отрасли при помощи индексирования ставки НДПИ на величину накопленной инфляции.
Как известно, в настоящее время полезные ископаемые, не относящиеся к углеводородному сырью, облагались НДПИ при помощи механизма использования адвалорных ставок, хотя предполагался переход в 2008 - 2009 годах к использованию специфических ставок. Несмотря на то, что указанные задачи не были выполнены, все-таки намечается их реализация, но уже в трехлетней перспективе, в первую очередь в отношении каменного угля, торфа и солей, что, безусловно, создаст более справедливые условия деятельности для соответствующих отраслей.
К налогам на природные ресурсы кроме НДПИ относится также и водный налог, ставки которого не пересматривались с момента введения в действие в 2004 году главы 25.2 НК РФ, то есть эти ставки рассчитывались исходя из экономических условий 2003 года. По расчетам специалистов, ставки водного налога обеспечивают поступление сумм налога, соответствующих менее чем 30 % затрат, необходимых для оптимального содержания и развития водохозяйственного комплекса.
Естественно, что заниженные ставки налога не способствуют рациональному водопользованию, предопределяют необходимость государственных дотаций из бюджета, целесообразность предоставления которых экономически не обоснована, поэтому готовится федеральный закон, предусматривающий индексацию ставок налога начиная с 2010 года. Кроме того, намечается пересмотр плательщиков налога с целью приведения в единообразный вид ряда понятий налогового законодательства и Водного кодекса Российской Федерации.