Глава IV. Эмпирические знания есть знания об основных параметрах иссле­дуемых фактов, о функциональных связях между этими параметра­ми

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

штшщшшш

Эмпирические знания есть знания об основных параметрах иссле­дуемых фактов, о функциональных связях между этими параметра­ми, о поведении объектов. «В качестве эмпирических данных об изу­чаемом объекте выступают такие свойства, связи и отношения вещей и явлений, которые обнаруживаются в ходе практической деятель­ности, наблюдений и экспериментов. Характерный признак эмпири­ческого объекта — возможность его чувственного отражения. Резуль­таты анализа эмпирических данных в ходе исследования выражаются не только в форме установления фактов, но и в виде эмпирических обобщений»1.

К исследовательским методам, позволяющим получить эмпири­ческие данные о психолого-педагогических процессах, можно отне­сти те, которые непосредственно связаны с реальностью, с практи­кой. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания психолого-педагоги­ческой теории. К ним относятся: научное наблюдение, разные виды психологических и педагогических экспериментов, работа с научны­ми фактами — описание полученных результатов, классификация фактов, их систематизация, всевозможные способы анализа и обоб­щения; опросы, беседы, изучение результатов деятельности конкрет­ных лиц и др. В этой главе мы кратко рассмотрим основные эмпири­ческие методы психолого-педагогических исследований, приведем их сущностные и содержательные характеристики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: