Особенности преподавания общей психологии

Основной целью преподавания данного предмета является ус­воение студентами общих закономерностей функционирования психики. Знание общепсихологической теории должно лечь в

основу изучения ими конкретных прикладных отраслей психо­логии,' в частности возрастной, педагогической, социальной и др. Усвоение современных достижений психологической нау­ки позволяет студенту сознательно подходить ко всему тому, что предшествовало им, какие взгляды и теории возникали и поче­му, в какой мере они способствовали научному прогрессу.

Изучение общей психологии имеет методологическое значение для усвоения других учебных курсов психологического цикла, так как без знания общего невозможно разобраться в частном.

Отсюда следует, что при чтении лекций и организации само­стоятельной работы с литературой нужно каждое новое для сту­дента научное положение не только соотносить с наблюдаемыми в жизни психологическими явлениями, но и сравнивать с тем, как они объяснялись ранее и какое объяснение получили в со­временной общей психологии.

Тематику лекций целесообразно компоновать несколькими большими блоками, чтобы все многообразие содержания дис­циплины могло быть изложено в этих блоках как совокуп­ность основных проблем психологии, как система взаимосвя­занных понятий. Тогда не нужно будет на лекциях подробно говорить о деталях, которые можно отнести на практические и семинарские занятия. Так, например, нет необходимости да­вать в лекции подробную характеристику каждого из психиче­ских познавательных процессов, но зато нужно показать их функции, обратив внимание студентов на взаимосвязь и взаи­модействие между ними в ходе их функционирования. На по­следующих практических, семинарских и лабораторных заня­тиях они могут быть более детально изучены не только теоре­тически, но и экспериментально. При этом нужно учитывать профессиональные особенности студенческой аудитории. На­пример, на математическом факультете педагогического вуза можно более подробно изучить теоретические основы матема­тических способностей школьников и вооружить будущих пре­подавателей методикой выявления и развития математиче­ских способностей детей.

Лекционный курс в зависимости от количества отводимых ча­сов (для психологических и других, непсихологических, фа­культетов — они различаются довольно существенно) может быть разделен на блоки в разных вариантах. Так, вся проблема­тика общей психологии может быть разделена на пять, шесть или семь лекционных блоков в зависимости от количества часов и замысла преподавателя.

Встречаются такие варианты:

  1. Введение в психологию. Личность и деятельность. Познава­
    тельные процессы личности. Эмоционально-волевая сфера лич­
    ности. Психологические особенности личности (пять блоков);
  2. Общая психология как наука, ее объект и предмет. Психо­
    логия деятельности. Психические процессы, состояния и свой­
    ства. Психология личности и ее познавательная, эмоциональ­
    ная, волевая сферы. Характер и темперамент. Способности и на­
    правленность личности (шесть блоков);
  3. Психология как наука и ее основные отрасли. Психология
    деятельности. Психология личности. Познавательные процессы
    в деятельности личности. Эмоции и воля в деятельности. Психо­
    логия развития, обучения и воспитания. Психология общения и
    межличностные отношения (семь блоков) и т. д.

Преподаватель, читая лекции по намеченным блокам, может на каждый из них отводить разное количество часов, смотря по тому, на чем он хочет сделать акцент. Например, будущим орга­низаторам производства и руководителям коллективов, навер­но, надо лучше познать проблемы психологии деятельности и межличностных отношений, а будущим учителям — проблемы личности, психологии развития, обучения и воспитания и т. д. На семинарских, практических и лабораторных занятиях должны отрабатываться те вопросы, которые лектор запланиро­вал. Но при этом в отличие от лекций, носящих теоретический характер, они нацеливают на формирование у студентов умения использовать теоретические знания на практике для исследова­ния и преобразования психологических фактов и тем самым научить их психологически грамотно ориентироваться в прак­тических ситуациях.

И, конечно, как на лекциях, так и на других занятиях препо­даватель стремится применять активные методы обучения и ста­вит цель — научить студентов мыслить психологическими кате­гориями, анализируя научные и практические проблемы. Этой цели он может достигать с помощью проблемных вопросов и за­дач, которые он использует как в лекциях (для проблемного из­ложения), так и в качестве учебного задания студентам для са­мостоятельной работы и практических (семинарских, лабора­торных) занятий.

Эти вопросы-задачи должны составляться так, чтобы ориен­тировать студентов на размышления над основными проблема­ми науки. Во-первых, на познание общих закономерностей пси­хической деятельности; во-вторых, на понимание их примени­тельно к реальным проявлениям психики в жизненных ситуа­циях; в-третьих, на историческую логику процесса их познания

в науке. Таким образом, студенту удастся отойти от книжного текста, приблизиться к жизненным реалиям и научиться объяс* нять их с точки зрения тех теоретических положений, которые он узнал из лекции или прочитал в книге.

Ниже приводятся примерные вопросы и задачи для учебных заданий, рассчитанные в основном на активизацию мыслитель­ных действий студентов. Они составлены в помощь преподавате­лю для решения педагогических задач: некоторые вопросы мо­гут быть даны студентам в составе учебных заданий для само­стоятельной работы с последующим обсуждением результатов этой работы на семинарском или практическом занятии. Часть вопросов, которые окажутся сложными для студентов, могут ис­пользоваться преподавателем в лекции, где студент и получит ответы на эти трудные для него вопросы. Более того, преподава­тель может изменить редакцию вопросов или составить свои, ис­ходя из конкретных учебных потребностей.

Почему существует столько определений предмета психоло­гии? Разные ли они по существу или только по форме, по словес­ному оформлению? Может быть, они слишком общие и широкие по объему и в принципе все имеют один и тот же общий смысл — психику в целом? Если среди них нет «неправильных», то поче­му они разные?

Столь развернутая формулировка вопроса рассчитана, конеч­но, не на студента, а на преподавателя, чтобы он мог сам сконст­руировать из него несколько последовательно выдвигаемых во­просов, исходя из избранной им методики изложения лекции. Главное, что от него требуется, — это разрешить все поставленные в задаче вопросы, которые могут возникнуть у студентов при оз­накомлении с разными точками зрения на предмет психологии. Студенту необходимо четкое представление о предмете изу­чаемой науки. А что касается психологии, то ее предмет, как видно по разнообразию точек зрения на него, не является четко определенным и общепризнанным. В этом и сложность для пре­подавателя: с одной стороны, ему нужно сформировать у студей-тов ясное понимание предмета науки, а с другой — этого нет ив самой научной среде.

Как данная проблема обычно решается в практике преподава­ния? Есть два способа ответа на вопрос о предмете психологии, на которые указывает Ю. Б. Гиппенрейтер: «Первый способ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии так, как они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; зна­комство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое по­нимание сложилось на сегодняшний день». Данный способ рас­крытия предмета психологии она считает целесообразным ис­пользовать в течение всех последующих лекций и семинарских занятий, а на первой лекции предпочитает ограничиться вто­рым способом, т. е. кратким ответом1. Этот краткий ответ ка­жется формальным, но тем не менее является вполне допусти-

мым. Суть ответа: психология — это «наука о душе», а «душа» и «психика» с лингвистической точки зрения одно и то же, т. е. обозначают одни и те же «душевные» явления соответственно на русском и греческом языках; однако с развитием культуры и науки значения этих понятий разошлись, хотя в языке много со­хранилось слов от корня «душа» (душевность, душевный), а психология стала наукой не о душе, а о психике.

Такая методика разъяснения предмета психологии, в которой оба способа являются выражением исторического подхода, мо­жет быть вполне приемлемой, так как показывает нынешнее со­стояние понятия «предмет психологии».

В связи с этим желательно рассмотреть, в чем же расходятся точки зрения современных отечественных авторов на предмет пси­хологии. Если внимательно их проанализировать, то оказывается, что в общем и целом они идентичны, так как повторяют общее фи­лософское определение предмета: «Психология — наука о законо­мерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных» (Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 549). Таким образом, все авторы считают, что психоло­гия — это наука о психике или, говоря иначе, вся психика явля­ется предметом изучения научной психологии. При этом сама пси­хика рассматривается как отражение объективной реальности.

Однако есть другая точка зрения. Она принадлежит П. Я. Галь­перину, который считает предметом науки психологии не всю пси­хику, потому что ее изучают, кроме психологии, и другие науки.

Психику как психическое отражение объективного мира и со­отношение сознания с бытием изучает философия. Психику в па­тологии изучает медицина, биологические основы психики — фи­зиология высшей нервной деятельности. Отдельные психические процессы изучают с разных сторон одновременно несколько наук. Так, например, мышление изучает как психология, так и целый ряд других наук: теория познания, логика, кибернетика, история науки, педагогика, этика и эстетика, а также методика препода­вания (эвристика). Речь, помимо психологии, изучают педагоги­ка, филология, лингвистика, физиология высшей нервной дея­тельности и т. д. И каждая наука, конечно, интересуется какой-то определенной стороной психических фактов. Какой же аспект психики изучает психология, если не всю психику?

П. Я. Гальперин высказал идею, что предметом психологии является ориентировочная деятельность субъекта. Она стала методологической основой разработанной им теории поэтапно­го формирования умственных действий, получившей широкое признание.

Т64

Вот как аргументирует П. Я. Гальперин свой тезис. Во-первых, функция психики — ориентировка субъекта в различных жизненных ситуациях, начиная с элементарного ин­тереса — ознакомления животного с ситуацией или отдельным объектом в поисках пищи (по И. П. Павлову, рефлекс «что та­кое»?) и заканчивая теоретической исследовательской деятель­ностью человека.

Во-вторых, ориентировка в окружающем мире даже во всем диапазоне познавательных функций, от восприятия до мышле­ния, не ограничивается только интеллектуальными задачами — узнать и оценить, чтобы действовать адекватно ситуации. Нуж­даются в ориентировке и потребности, чувства, воля. А сами они представляют собой не что иное, как разные формы ориентиро­вочной деятельности субъекта.

В-третьих, если все формы психической жизни представляют собой разные виды ориентировочной деятельности, то значит, что психология во всех так называемых психических процессах или функциях изучает именно эту их ориентировочную сторону. Неправильно, что психология изучает мышление, чувства, вооб­ражение, волю и т. д., прежде всего потому неправильно, что она изучает вовсе не все стороны мышления, чувства, воли и других психических функций. Претензии психологии на изучение всей психики, считает П. Я. Гальперин, неоправданны, так как дру­гие науки имеют на это не меньше прав. Они «оправданны лишь в том смысле, что процесс ориентировки составляет главную сторону каждой формы психической деятельности и всей психи­ческой жизни в целом; что именно эта функция оправдывает все другие ее стороны, которые поэтому практически подчинены этой функции. Потому что самое важное в жизни — правильно ориентироваться в ситуации, требующей действия, и правильно ориентировать его исполнение. «Только ориентировочная дея­тельность и составляет предмет психологии» [19; 191]. «...Те представления о предмете психологии, которые предлагались и принимались до сих пор, оказались ошибочными»1 [19; 94].

Таким образом, идея П. Я. Гальперина о предмете психологии принципиально отличается от всех приведенных выше. В после­дующем он, его ученики и последователи придерживались этой точки зрения во всех своих исследованиях. Данное теоретиче­ское представление о предмете психологии является методоло­гическим принципом, позволяющим искать и находить кон­кретные механизмы психологических явлений, объяснить, что

они собой представляют. Наиболее известны высокие результа­ты применения в педагогической практике гальперинской тео­рии поэтапного формирования умственных действий, основан­ной на данном представлении о предмете психологии.

Несмотря на резкое расхождение с известными взглядами психологов на предмет психологии, точка зрения П. Я. Гальпе­рина не подвергалась сомнению или тем более критике, за ис­ключением нескольких заметок А- Н. Леонтьева, сохранив­шихся в его научном архиве и опубликованных посмертно. Он заметил три «слабых пункта» в определении П. Я. Гальпери­ным предмета психологии: а) категоричность (недооценка исто­рии движения мысли к уяснению предмета); б) идея конечно­сти усилий найти определение («не было определения — най­дено определение»); в) представление о том, что определение должно быть одно1. Однако эти три замечания нельзя считать критикой2. Они, скорее, подтверждают, что оригинальная точ­ка зрения П. Я. Гальперина засвидетельствовала своим появле­нием, что это и есть момент движения мысли ко все большему уяснению предмета психологии, что определение действитель­но найдено на данный момент и что пока оно одно, но наряду с существующими. А то, что это окончательное определение предмета психологии — этого, конечно, никто, в том числе и сам П. Я. Гальперин, утверждать не могли и не могут. Сейчас можно считать вполне справедливыми и правомерными по крайней мере два утверждения. Первое — о том, что данное тео­ретическое представление о предмете психологии «работает», т. е. в теоретических и эмпирических исследованиях позволя­ет искать и находить сущность психических явлений в рамках самой психологии, а не вне ее (логике, физиологии и т. д.), как было прежде. Второе — о том, что рассмотрение психологии как науки об ориентировочной деятельности имеет практиче­ское значение, так как нацеливает психологов на поиск путей правильной ориентировки человека в деятельности, что превра­щает обучение в практически безошибочный процесс формиро­вания знаний, умений и навыков.

Можно сказать, что определение предмета психологии как ориентировочной деятельности вполне логично и его трудно оп­ровергнуть или даже просто критиковать, так как оно не только не противоречит существующим в отечественной психологии определениям, а конкретизирует их и в этом смысле. И думает­ся, что преподавателю при чтении лекции и раскрытии истории становления представлений о предмете научной психологии придется сказать о том, что в настоящее время уточненным по­нятием «предмета психологии» является ориентировочная дея­тельность по П. Я. Гальперину.

Предмет психологии — не просто рядовой учебный вопрос, а действительно существующая и для самой науки, и для методи­ки ее преподавания серьезная проблема.

Как было сказано выше, есть два способа ответа на вопрос о предмете психологии: первый — более правильный, но сложный, и второй — относительно формальный, но зато короткий. При первом способе нужно на первых же лекциях подробно раскры­вать историю движения мысли к сегодняшнему пониманию предмета психологии, а при втором — очень кратко обрисовав, какой круг вопросов изучает психология, перенести более под­робное рассмотрение вопроса на последующие занятия. Этот вто­рой способ, несмотря на краткость, вовсе не простой для методи­ки. Если постоянно помнить о том, что в связи с изучением любой темы нужно каким-то образом коснуться истории движения мысли о предмете психологии, то реально осуществить этот за­мысел не удастся. Это возможно только при изучении истории психологии как самостоятельного учебного предмета, и то при­менительно к понятию о предмете общей психологии. А если изу­чается возрастная или педагогическая, медицинская или юриди­ческая психология, то тоже потребуется раскрыть предмет дан­ной конкретной науки. И там возможны те же два способа и встретится та же методическая трудность.

Поэтому методически более оправдан способ первый, чтобы сразу ознакомить студентов со всеми основными взглядами на предмет психологии, которые были в разные периоды на протя­жении столетий. А какие взгляды были доминирующими в тот или иной исторический момент, скажет преподаватель в лек­ции. Это могут быть следующие представления о предмете пси­хологии: 1) душа (Демокрит и др.); 2) явления сознания (Локк); 3) поведение (бихевиористы); 4) бессознательное и его отноше­ние к сознанию (Фрейд); 5) рефлексы (рефлексология Н. М. Бех­терева); 6) реакции (реактология К. Н. Корнилова); 7) законо­мерности механизма и факты психической жизни человека и животных (сторонники материалистической, марксистской

психологии); 8) целостная деятельность (А. Н. Леонтьев); 9) ори­ентировочная деятельность (П. Я. Гальперин).

Итак, мы разобрали методику постановки и рассмотрения в лекции одного учебного вопроса или одной учебной задачи, ре­шаемой проблемным методом. Поскольку вопрос о предмете психологии — это вопрос принципиальной важности и к тому же в его решении еще не поставлена окончательная точка, по­стольку методика его преподавания заслуживает особого внима­ния. Поэтому и все сказанное выше не нужно принимать за ис­тину последней инстанции, а считать его приглашением к тому, чтобы изложение в лекции этого важного вопроса было творче­ским.

Рассмотрение методики преподавания общей психологии можно завершить следующими общими замечаниями.

Первое. Поскольку общая психология — это теоретическая, а не прикладная наука, в силу чего имеет методологическое значение для прикладных отраслей психологии, постольку и мето­дика ее преподавания должна быть нацелена на формирование у обучаемых общего теоретического мышления: все учебные за­дачи составляются таким образом, чтобы студенты учились пси­хологическому анализу и оценке практических ситуаций. Это умение психологически мыслить поможет им в усвоении воз­растной, педагогической, социальной и других прикладных от­раслей психологии. Словом, любая учебная задача, составлен-ная на реальных фактах, имеющих практический смысл, пре­следует цель научить мыслить теоретически, чтобы решить практическую проблему.

Второе. Большинство студентов-первокурсников изучает психологию впервые и сразу проникается сознанием ее необхо­димости для себя лично, так как позволяет изучить и лучше по­нять самого себя. Это интересно и трудно одновременно. Дело в том, что многое кажется давно известным, ибо житейскими пси­хологическими знаниями обычно владеют все. Но оказывается, что толкование известных с детства явлений психики может быть несколько другим, если подходить к ним с позиций психо­логии, что не всегда сразу принимается в расчет: житейские по­нятия, расходящиеся в ряде случаев с научными, мешают усвое­нию последних. Стало быть, методика преподавания психоло-гии не может этого не учитывать и приходится акцентировать внимание студентов на отличии житейских и научных представ­лений о тех или иных фактах и явлениях психики.

Третье. На владея научной терминологией, студенты в началь­ный период обучения не умеют пользоваться психологическими понятиями в своих выступлениях на семинаре, при ответах на эк­замене («Понимаю, но сказать не могу», «Знаю, но не могу точно выразиться» — обычные объяснения в таких случаях).

Как преодолеть этот недостаток? Памятуя, что речь — это внешнее выражение мысли, а не простое произнесение слов, ме­тодика преподавания прежде всего заботится о способах разви­тия мышления студента с помощью специально составляемых на содержании изучаемых тем учебных мыслительных задач (вопросов). Но выяснить, как студент мыслит, преподаватель может только по его речи, когда он будет выражать вслух свои мысли, что всячески и поощряется преподавателем. Чем чаще и больше студент будет устно изъясняться, тем лучше он будет мыслить и тем быстрее овладеет научной терминологией. Лучше пусть ошибается, но не молчит, потому что высказанную вслух ошибку всегда можно исправить. Лучшая методика — это та, которая побуждает к устной речи и поощряет речевую активность. Речь с использованием научной лексики — это и есть на­учное мышление как результат усвоения науки.

Эти общие замечания относятся к методике преподавания не только общей психологии, но и других психологических дисци­плин, а основаны они на опыте преподавания общей психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: