Особенности преподавания истории психологии

История психологии — отрасль психологической науки, изу­чаемая на психологических факультетах университетов и ака­демий. Но это не прикладная наука, а теоретическая, объяс­няющая современное состояние психологии на основе ее ретро­спективного анализа. История психологии реконструирует про­цесс развития науки в его динамике, начиная с взглядов древ­них на психику (душу) и кончая сегодняшними научными представлениями о ней.

При изучении истории психологии студентам важно усвоить логику развития науки во времени, т. е. какие общественные потребности ее породили и как она помогла удовлетворить их. История психологической науки прослеживает и объясняет ее ход со времен древности до наших дней, позволяет глубже по­нять современные теории и гипотезы, учит подходить к ним исторически.

Понимание логики и истории развития науки помогает сту­дентам проникнуться чувством оптимизма и уверенности в своих возможностях в овладении научными психологически­ми знаниями не только по литературным источникам, но и приходить к новым научным или практическим выводам в собственных исследованиях хотя бы в узких, прикладных об­ластях научной психологии или в конкретных сферах практи­ческой психологии.

Поэтому преподавание истории психологии ни в коей мере не должно создавать у студента впечатления о «копаниях в дале­ком прошлом», не имеющем якобы значения для современно­сти, а призвано помочь понять именно сегодняшние проблемы и теории, которые не могли бы быть решены без тех предшест­венников, которые вписаны в историю науки.

Таким образом, «трансформация научной мысли происходит закономерно. При всем многообразии отдельных гипотез, моде-лей, фактов, обобщений, которые запечатлеваются различными психологическими направлениями и школами, в этой полифо­нии и многокрасочности представлена постоянно звучащая «ме­лодия». Она проходит через всю историю науки. Это есть логи­ка ее развития. Она охватывает устойчивые структуры этого развития, служит его осью» [62, 6]. Изучая современную психо­логическую науку, человеку необходимо пройти по этой осевой линии. И тогда он не собьется с пути и пройдет до конца — до ов­ладения научным психологическим мышлением.

Повышенного внимания и бережного отношения требует исто­рия развития отечественной психологии как в России до 1917 г., так и в современных условиях, которая мало известна рядовым психологам. Советский период получил некоторое освещение в научной исторической литературе1. Он известен по делам круп­ных отечественных психологов, имена которых названы во всех учебниках. С дореволюционной психологией в советское время студентов не знакомили, имена ученых в большинстве своем за­малчивались. Более или менее подробно изучались психологиче­ские взгляды физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова, упо­миналось имя психолога А. Ф. Лазуровского, врача по образова­нию, руководившего лабораторией психологии в Психоневроло­гическом институте, созданном В. М. Бехтеревым. Имя самого В. М. Бехтерева становилось известно обычно в связи с рефлексо­логией, но почти не упоминались идеи В. М. Бехтерева о всесто­роннем (комплексном) изучении человека, получившие свое раз­витие в последующих исследованиях отечественных психологов. Более или менее известна деятельность психологов, продолжав­ших работать в СССР в 20-30-е годы (Г. И. Челпанов, П. П. Блон-ский, К. Н. Корнилов). Но в официальной (подцензурной) лите­ратуре сколько-либо подробно дооктябрьский и ранний послеок­тябрьский периоды развития отечественной психологии до не­давнего времени не анализировались.

Другое дело сейчас, когда появилась возможность изучить всю историю отечественной психологии после октября 1917 г. без каких-либо изъятий. Настала пора включить ее в учебные программы, по крайней мере в лекционные курсы для психоло­гических факультетов вузов. Тем более что стали появляться публикации на эту тему.

Особенности истории психологии как науки теоретической, являющейся одновременно и исторической, и психологической, требуют от преподавателя и особого методического подхода к ее

преподаванию. Существенное значение имеет последователь­ность преподавания двух теоретических дисциплин — общей психологии и истории психологии. Иногда история преподает­ся раньше, иногда наоборот, а нередко они идут параллельно.

Если в лекциях по истории психологии излагаются взгляды, которые потом были преодолены как ошибочные, но современ­ных взглядов на эти проблемы студенты еще не знают, то тогда у них возникают серьезные трудности в адекватном понимании логики исторического процесса развития науки. Они, не владея категориальным аппаратом современной психологии, не зная открытых на сегодняшний момент законов функционирования психологических механизмов и многого другого, лишены воз­можности критически воспринимать историческую информа­цию о сменявших друг друга теориях и взглядах разных психо­логов и психологических школ и со знанием дела подходить к оценке их места в истории науки, их вклада в прогресс психоло­гической науки. Студентам бывает порой трудно понять, почему некая теория, казавшаяся когда-то прогрессивной, была впо­следствии забыта и в современной психологии не играет ника­кой роли. Они не видят, например, принципиального различия в понятии рефлекса у Декарта и у Сеченова: в чем же суть новиз­ны в рефлекторной теории И. М. Сеченова по сравнению с от­крытой в XVII в. Р. Декартом «рефлекторной дугой», произвед­шей, как зафиксировано в истории, настоящую революцию в психологии. Таких примеров можно приводить много. Они сви1 детельствуют именно о трудности усвоения истории психологии без предварительного знакомства с современными психологиче­скими взглядами.

Если история изучается после общей психологии или хотя бы параллельно с ней, то данная трудность в значительной мере снимается. Для лучшего понимания исторической логики раз­вития психологической мысли студенту постоянно нужно обра­щаться к современным теориям общей психологии, понять при­чины несостоятельности тех или иных теорий, взглядов, кон­цепций, которых придерживались психологи прошлого.

Другая трудность в познании истории психологии связана с не­пониманием необходимости изучения давно забытых и порой аб­солютно наивных психологических представлений древности и средневековья, равно как и некоторых современных теорий и на­правлений научной психологической мысли, которые признаны ошибочными или тупиковыми. Непонимание и недооценка роли правдивой истории для лучшей ориентировки в современности и прогнозирования будущего, а главное, для творческого усвоения объективных закономерностей общественно-исторического про­цесса развития психологии мешает формированию у студента действенной мотивации, не способствует появлению интереса к самостоятельной учебе, превращая ее в некое принудительное за­нятие, состоящее из «прохождения» учебной программы, выпол­нения контрольных работ и сдачи экзамена (зачета).

Чтобы помочь студенту направить свою мысль на анализ свя­зи истории психологии как с общей психологией, так и с ее кон­кретными отраслями, можно использовать такое методическое средство, как проблемные учебные задачи. Вопросы в задачах ставятся так, чтобы, изучая историю психологии, студент обра­щался к современной теории и, наоборот, изучая общую психо­логию или другую современную отрасль психологии, сопоставил ее положения с тем, как они зарождались и развивались в исто­рии науки.

Это поможет студенту понять смысл изучения не только со­временной, остро актуальной психологической теории, но и древней и ближней истории ее развития, понять объективную общественную востребованность каждой новой идеи, возникшей в истории науки и продвигавшей человечество вперед в объясне­нии психического.

По названным выше особенностям изучения истории психо­логии и трудностям ее усвоения студентами можно сделать од­нозначный вывод: управление учебной деятельностью студен­тов, начиная от слушания ими лекций и кончая самостоятель­ной работой, представляет для преподавателя специфическую методическую задачу. Удаленность во времени исторических фактов и в силу этого невозможность их непосредственного на­блюдения оставляет для познающего субъекта «только один шанс» — понять историю силой мышления. Отсюда для препо­давателя остается тоже «один выход» — управлять мыслитель­ной работой студентов, предоставляя им для самостоятельного выполнения соответствующие учебные задачи. Да и лекции должны читаться не в манере поверхностного описания фактов, простого пересказа книжных текстов, а в стиле проблемного из­ложения, в рассуждающей манере. А что касается самостоятель­ной работы и последующего семинарского занятия, то лучше всего управлять тем и другим с помощью метода программиро­ванного обучения: составить серию проблемных вопросов (учеб­ных задач), четко и однозначно ориентирующих студентов в со­держании и логике учебного материала, изложенного в лекциях и рекомендованной литературе. На семинаре может быть развер­нута дискуссия по обсуждению содержания тех же вопросов, ко-торые легли в основу самостоятельной работы и над которыми студенты уже размышляли.

Отсюда основная забота преподавателя в области методики преподавания истории психологии может быть выражена при­мерно в такой формуле: от проблемного изложения лекции — че­рез программирование самостоятельной работы студентов — к творческой дискуссии на семинарском занятии.

Словом, лекции по истории психологии нужно стремиться превратить в разговор о современности на основе ретроспектив­ного анализа пройденного ею пути, приведшего к нынешнему ее состоянию.

Конечно, большинству студентов не будут доступны ориги­нальные произведения по истории психологии, и, возможно, единственным источником знаний по предмету могут оказаться лекции преподавателя, поэтому его ответственность за их каче­ство очень высока. Какие требования к лекции обязательно нужно соблюдать в расчете на крайне неблагоприятную для сту­дента обстановку — отсутствие литературы, отвечающей требо­ваниям учебной программы?

Во-первых, содержание лекции нужно стремиться скомпоно­вать так, чтобы в сжатой форме и строго логично были изложе­ны основные вехи и этапы в истории психологии. Важно, чтобы студент видел в этих вехах ступеньки, ведущие вверх, к прогрес­су науки.

Во-вторых, изложение исторической (хронологической) по­следовательности событий, связанных со значительными науч­ными открытиями, нужно построить так, чтобы были видны ло­гика их вызревания на базе предшествующих научных данных и объективная подоплека их появления именно в этот историче­ский момент. Важно, чтобы студент разглядел за хронологией событий не только и не столько связь времен, сколько движение научной мысли, подчиненной определенной логике и запросам общественной практики.

В-третьих, излагая историю психологии как определенную череду событий в развитии науки в логической и временной свя­зях, преподавателю нельзя не помнить об изменении Научного содержания основных понятий (или категорий, как предельно широких понятий данной науки), хотя термины могут сохра­няться прежние. Так, например, в разное время вкладывался разный смысл в толкование понятий рефлекс, образ, мотив, личность, инстинкт и т. д. Возможно, нужно будет посвятить од­ну из лекций специально понятийному анализу истории психо­логии, пользуясь последними публикациями в этой области.

В-четвертых, было бы очень хорошо, если бы преподавателю удавалось каждое значительное событие в науке, приведшее ко­гда-то к принципиально новому выводу, показать в связи с со­временными взглядами на данную проблему.

Ниже приводится перечень ориентирующих вопросов, кото­рые преподаватель может использовать выборочно или полно­стью. Во-первых, для лекции, чтобы они послужили методиче­ским материалом для проблемного изложения отдельных перио­дов в истории психологии. Во-вторых, для самостоятельной ра­боты студентов в качестве учебных задач с определенными пред­варительными комментариями преподавателя в порядке теоре­тической консультации. В-третьих, для дискуссий на семинар­ском занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: