Определение восприятия. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле в психологии восприятия

Восприятие – (конструктивистский подход) процесс формирования образа целостных сцен и событий внешнего мира, возникающие при непосредственном воздействии внешних объектов на рецепторы.

Восприятие – (экологический подход) процесс извлечения информации об окружающей среде для организации действий с окружающими объектами (как я могу действовать с этим объектом).

Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор; сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа. (большой психологический словарь)

Восприятие – включает по Шиффману систематизацию, интерпретацию и осмысление сенсорной информации, это результат упорядочивания ощущений и превращение их в знания о предметах и событиях физического мира.

По С.Корену, восприятие – это «осознанный опыт связанный с воздействием предметов и отношений между предметами».

Восприятие – активный процесс, создающий осознанное психическое отражение предмета и ситуации в целом в виде целостного знания и возникающий при непосредственном воздействии предмета на органы чувств.

Свойства образа восприятия:

Реальность – человек верит в существование того, что ему дано в образе

Предметность, объективированность – образ локализуется во внешнем мире, он вынесен вовне

Константность – относительное постоянство чувственного образа предмета при изменении условий его восприятия

Означенность – мы опознаём предметы: “что это?”

Структурность – мы воспринимаем не отдельные предметы, а всё как целое, как структуру; в рамках этого целого элементы могут преобразовываться (иллюзия Мюллера – Лайера)

Полимодальность - информация для формирования образа поступает от рецепторов и анализаторов разных модальностей

Неоднородность – есть фокус внимания, а есть периферия. Мы хорошо воспринимаем объект внимания и не очень хорошо – периферию (Coctail Party)

Историчность – в разных ситуациях и в разное время образ немного другой, неповторимый

Биполярность – мы всегда воспринимаем и окружающий мир, и самих себя.

Титченер: выделял в образе его чувственную основу и воспринимаемый смысл.

Гельмгольц: первичные образы (непосредственные чувственные данные) и образы восприятия. Гибсон: восприятие видимого мира (обычное восприятие, «предметное содержание») и восприятия видимого поля (владеющие навыками интроспекции, метод «образа»; «чувственная ткань»).

А.Н.Леонтьев: чувственная ткань (придает чувство реальности мира, переживание объективности, представленность объекта восприятия вовне) и предметное содержание (значение).

2.Понятие об ощущении и основных его свойствах. Классификация ощущений и рецепторов.

Ощущение – это процесс отражения свойств объектов внешнего мира, которое возникает при непосредственном воздействии внешнего раздражителя на рецепторы.

Ощущение – психофизический процесс непосредственного чувственного отражения отдельных свойств явлений или предметов объективного мира, т.е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств.

Ощущение – непосредственный, фундаментальные и прямые контакты (переживания) определенного рода они относятся к осознанному знания о качестве и характеристических признаках окружающих нас предметов, являясь результатом воздействия простого, изолированного раздражителя. (Шиффман)

Ощущение – это простой осознанный опыт, связанный с воздействием некоторого стимула. (Корен)

Логвиненко подчеркивает две ипостаси ощущения:

1.Ощущение как элемент чувственного образа

2.Ощущение как образ элементарного стимула

Свойства ощущений:

1.Специфичность энергии стимула (сенсорное качество, модальность ощущений (вкус- сладкость раствора)).

2.Интенсивность ощущения зависят от интенсивности стимула (громкость звука)

3.Протяженность ощущения в пространстве задается распределением стимульной энергии в пространстве (световой круг –большой, маленький)

4.Длительность ощущения определяется длительностью стимуляции (звук короткий, звук длинный)

5.Ясность ощущения характеризует его место в сознании индивида.

Классификация:

По модальности: зрительные, слуховые ощущения, ощущение вкуса и запаха, кожные ощущения, проприоцептивные ощущения(мышцы,сухожилия). Полимодальные: кинестетические, органические (сдвиги внутри)

Вундт: на основе вида энергии раздражителя и вида фиксирующего рецептора: механорецепторы (кожной, проприоцептивной, органической, слуховой и вестибулярной), хеморецепторы (вкусовая, обонятельная, органическая), фоторецепторы (зрительная).

Шеррингтон: проприоцептивная – мышцы, сухожилия, суставы. Кинестезии – чувствительность к движению. Экстероцептивная – дистантная (слух, зрение, обоняние) и контактная (осязание, вкуса). Интероцепция – чувствительность к изменению внутренней среды организма.

Х.Хэд: Эпикритическая (точная локализация объекта в пространстве, установка точного прикосновения). Протопатическая (аффективная окрашенность, диффузность, субъективные состояния)

Н.А. Бернштейн: по функциям рецепторов сигнально-пусковая и контрольно – коррекционная.

Ноцицептивная чувствительность – болевые ощущения.

Интермодальные ощущения (кинестезия, вибрация, шестое чувство)

Синестезии – возникновение ощущения определенной модальности, под воздействием раздражителя совершенно иной модальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: