Признаки правильно сформулированной гипотезы по П. Фрессу:
- гипотеза должна быть адекватной поставленному вопросу (проблеме);
- она должна учитывать уже приобретенные знания по данной проблеме;
- гипотеза должна быть доступной для проверки.
Этапы построения и развития гипотезы
1. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.
2. Формулировка гипотезы (гипотез), объясняющей данные факты.
3. Выведение из сформулированной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.
4. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, научными законами.
5. Превращение гипотезы в достоверное знание или научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.
Поскольку формулировка плодотворной гипотезы требует выхода за пределы имеющихся знаний, эта процедура связана со значительными трудностями и совершается с помощью интуиции и многих проб.
После формулировки гипотезы осуществляется эмпирическая интерпретация основного понятия, входящего в ее состав. То есть экспериментатором проводится поиск показателей, которые могут быть зафиксированы, измерены в ходе эмпирического исследования.
Гипотезы проверяются как с помощью активного эксперимента, так и путем нахождения корреляций между величинами, связь между которыми представляет научный интерес.
Гипотеза имеет следующую лингвистическую характеристику: как правило, она начинается со слов «предполагается», «если…, то…» и т.п. Например: предполагается, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности матери и степенью адаптированности дошкольника к детскому саду.
Завершить лекцию хотелось бы словами Клары Бернар: «Факт сам по себе ничто, он имеет значение лишь благодаря идее, с которой он связан, или доказательству, которое он дает».
Тема 4
Классификация общенаучных исследовательских методов
План
1. Основные общенаучные исследовательские методы.
2. Теоретические научные методы.
3. Метод моделирования и интерпретационные методы.
4. Виды общенаучных эмпирических методов.
5. Классификация методов психологического исследования.