Теоретическое и эмпирическое уточнение понятий

Для описания научной проблемы, предмета и гипотезы исследования, а в дальнейшем и результатов исследования, требуется выбор соответствующих понятий. Это происходит в такой последовательности:

1. Поиск теории, которая в наибольшей степени приблизилась к решению исследуемой проблемы. Каждая теория имеет свой понятийный аппарат. В литературе многие понятия определяются неоднозначно. Поэтому необходимо

2. Теоретическое уточнение понятий. То есть, указание на то, что конкретно вкладывает исследователь в содержание используемых понятий. Все это размещается в теоретической главе. Теоретическая глава – это анализ литературы, где представлены самые известные и весомые концепции по исследуемой проблеме. В данной главе должна быть отражена точка зрения автора каждой теории на проблему. Понятия в литературе могут быть определены неоднозначно, поэтому окончательное определение должно быть отражено в выводах по главе.

Например, один из выводов по теоретической главе может звучать так: в настоящем исследовании феномен «педагогическое общение» мы будем понимать … (дается определение понятия и ссылка на теоретическое направление, в рамках которого определяется феномен).

3. Кроме теоретического уточнения понятий проводится их эмпирическая интерпретация или операциональное определение.

С этой целью понятие «разлагается» на такие составляющие или показатели, которые можно зафиксировать, измерить, которые значимы для решения задач конкретного исследования. Например, измерить мотивацию достижения успеха можно через стремление к успеху или избегание неудач при решении задач испытуемым. При этом каждый из измеряемых показателей подробно описывается, то есть указывается, как он проявляется в деятельности. Благодаря подобным описаниям показателей становиться возможным повторение эксперимента другим автором и верифицирование (фактическая доказуемость) наблюдения. Важно и то, что выбор значимых переменных позволит подсчитать статистическое распределение каждого показателя.

Критерием выбора значимого показателя является оценка его с точки зрения теории изучаемого явления: значимость показателя нельзя установить вне общего контекста теории.

Для более строгого и точного определения терминов и для перевода общих понятий в конкретные, известный социолог И.Р. Миллс, имея в виду начинающих исследователей, рекомендовал «рассматривать все синонимы к ключевым понятиям по словарям с целью обнаружить дополнительный смысл». Такими же источниками могут быть некоторые конструкты опросников и задания тестов.

Тема 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: