Классификация методов психологического исследования

С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического иссле­дования являются системами операций с психологическими объек­тами и, вместе с тем, гносеологическими объектами психологичес­кой науки.

Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии (если следовать требованиям системного подхода), нуж­но начать с определения их места в системе психологических мето­дов. Согласно Дружинину В.Н., можно выделить, по крайней мере, пять уровней:

1. Уровень методики.

2. Уровень методического приема.

3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.).

4. Уровень организации исследования.

5. Уровень методологического подхода.

Правда, термин "метод" может применяться к любому из уров­ней. Например, в психофизике есть метод средней ошибки, метод границ; в психодиагностике — проективный метод (уровень 2); в пси­хосемантике говорят о методе семантического дифференциала и о методе репертуарных решеток (уровень 1); в психологии развития обсуждают психогенетический метод и его разновидности — близ­нецовый метод (уровень 4).

Приведенное уровневое деление способов, применяемых в пси­хологическом исследовании, близко к тому, которое предложил Г.Д. Пирьов, разделив "методы" на:

1) собственно методы (наблюде­ние, эксперимент, моделирование и пр.);

2) методические приемы;

3) методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).

С.Л.Рубинштейн в "Основах общей психологии" в качестве глав­ных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Первое подразделялось на "внешнее" и "внутреннее" (самонаблю­дение), эксперимент— на лабораторный, естественный и психоло­го-педагогический плюс вспомогательный метод — физиологичес­кий эксперимент в его основной модификации (метод условных реф­лексов). Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов дея­тельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже) и анкету.

Вторая развернутая классификация методов психологического исследования, получившая распространение в отечественной пси­хологии благодаря Б.Г. Ананьеву, — классификация болгарского пси­холога Г.Д. Пирьова. Он выделил как самостоятельные: наблюдение (объективное — непосредственное и опосредованное, субъективное — непосредственное и опосредованное), эксперимент (лаборатор­ный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (мате­матические, графические, биохимические и др.), специфические ме­тодические подходы (генетические, сравнительный и др.). Каждый из этих методов подразделяется на ряд других. Так, например, на­блюдение (опосредованное) делится на анкеты, вопросники, изу­чение продуктов деятельности и др.

Критику классификации Г.Д. Пирьова дал Б.Г. Ананьев, предложив дру­гую. Все методы он разделил на: 1) организационные (4-й и 5-й уров­ни, выделенные выше), 2) эмпирические, 3) способы обработ­ки данных и 4) интерпретационные.

К организационным методам, Б.Г. Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Во второй группе оказались обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лаборатор­ный, полевой, естественный и др.), приходиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод. В третью группу вошли методы математико-статистического ана­лиза данных и качественного описания. Наконец, четвертую группу составили генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.). Ананьев подробно описал каждый из методов. Важно отметить, что здесь не обозначены теоретические методы психологического исследования, но вместе с тем выделен класс ме­тодов, "промежуточный" по статусу между эмпирическими и тео­ретическими, а именно — методы представления, обработки и (до­бавим) интерпретации данных эмпирического исследования.

В работах М.С. Роговина и Г.В. Залевского рассматриваются выше­приведенные классификации и дается своя. Согласно точке зрения этих авторов, метод — это выражение некоторых соотношений меж­ду объектом и субъектом в процессе познания. Они сводят число основных психологических методов к шести: 1) герменевтический — соответствующий нерасчлененному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны); 2) биографический — выделение целостного объек­та познания в науке о психике; 3) наблюдение — дифференциация объекта и субъекта познания; 4) самонаблюдение — превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации; 5) клинический — на первый план выходит задача перехода от внеш-ненаблюдаемого к внутренним механизмам; 6) эксперимент как ак­тивное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.

Существуют и другие подходы к описанию и классификации ме­тодов психологического исследования, но практически всегда ста­вится знак тождества между эмпирическими методами психологи­ческого исследования и психологическими методами вообще, что затрудняет определить специфику тех и других.

Мы будем с вами опираться на классификацию методов психологического исследования, которую предложил В.В. Никандров, изменив и дополнив классификацию Б.Г. Ананьева:

I. Организационные методы (подходы)

1. Сравнительный.

2. Лонгитюдный.

3. Комплексный.

II. Эмпирические методы

1. Обсервационные (наблюдение):

- объективное наблюдение;

- самонаблюдение (интроспекция).

2. Вербально-коммуникативные методы:

- беседа;

-опрос (интервью и анкетирование).

3. Экспериментальные методы:

- лабораторный эксперимент;

- естественный эксперимент;

- формирующий эксперимент.

4. Психодиагностические методы:

- психодиагностические тесты;

- психосемантические тесты;

- психомоторные методы;

- методы социально-психологической диагностики личности.

5. Психотерапевтические методы.

6. Методы изучения продуктов деятельности.

7. Биографические методы.

8. Психофизиологические методы:

- методы изучения работы вегетативной нервной системы;

- методы изучения работы соматической нервной системы;

- методы изучения работы центральной нервной системы.

9. Праксиметрические методы:

- общие методы исследования отдельных движений и действий;

- специальные методы исследования трудовых операций и деятельности.

10. Моделирование:

- моделирование психики;

- психологическое моделирование.

11. Специфические методы отраслевых психологических наук.

III. Методы обработки данных

1. Количественные методы;

2. Качественные методы.

IV. Интерпретационные методы (подходы)

1. Генетический.

2. Структурный.

3. Функциональный.

4. Комплексный.

5. Системный.

Приведенная классификация не является исчерпывающей и строго систематизированной, но все же дает общее представление о системе используемых в психологии методов, причем методов с устоявшимися в практике их использования обозначениями и наименованиями. Кроме того, как указывает автор, предложенная классификация является системой гибкой и открытой, допускающей дополнения и коррекции без существенных изменений в целом.

Тема 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: