Вопросы, рекомендованные к обсуждению:
1. Определение понятия «наука». Научный метод.
2. Основные уровни методологии научного исследования.
3. Проблема парадигмы в научной психологии.
4. Принципы методологии научного исследования.
5. Типы научного исследования.
6. Уровни и структура научной теории.
7. Общая характеристика психологического исследования.
Основная литература: 7, 10, 13, 14.
Дополнительная литература: 1, 15.
Примеры возможных заданий:
1. Проанализировать, как и какие уровни методологии научного исследования будут использованы в курсовой работе.
2. Проанализировать, как будут использованы основные принципы методологии в курсовом исследовании.
3. Определить, к какому типу научного исследования относится:
· курсовая работа;
· следующее исследование (предлагается любое исследование по выбору слушателя из книги Социальная психология: ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с. (серия «Мастера психологии»)).
4. Проследить уровни научной теории в курсовом исследовании.
|
|
Тема 2. Этапы научного исследования.
Вопросы, рекомендованные к обсуждению:
1. Этапы научного исследования.
2. Проблема научного исследования.
3. Тема, объект и предмет психологического исследования.
4. Цели и задачи исследования.
5. Теоретическое и эмпирическое уточнение понятий.
6. Решение практических задач на определение проблемы, темы, объекта и предмета исследования.
7. Решение практических задач на определение целей и задач исследования.
8. Решение задач на теоретическое и эмпирическое уточнение понятий.
Основная литература: 4, 6, 7, 8, 10, 13, 14.
Дополнительная литература: 1, 2, 5, 6, 10.
Примеры возможных заданий:
1. Выделить в тексте проблемы исследования и их письменно оформить. (Например, источник: С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. С. 245-246).
2. Определить научную проблему в научной статье (любой, где проблема обозначена неопределенно).
3. Самостоятельно сформулировать проблему и разбить ее на подпроблемы в собственном курсовом исследовании.
4. Определить объект и предмет исследования в любой научной статье.
5. Определить объект и предмет исследования в курсовой работе.
6. Определить объект и предмет исследования в любой, из предложенных тем: а) Диагностика математического мышления как компонента математических способностей; б) Влияние социометрического статуса на успеваемость школьников; в) Роль пространственного воображения в развитии технических способностей.
7. Определить цели и задачи курсового исследования.
8. Выделить цели и задачи, стоящие перед автором любой научной статьи.
|
|
9. Определить цели и задачи исследования, темой которого является, например: а) Формирование мышления в процессе проблемного обучения; б) Психологические особенности межличностных отношений в разновозрастной группе детского сада; в) Особенности взаимоотношений между детьми в ситуации выбора общего дела.
10. Определить круг понятий, с помощью которых описывается личность, ее устойчивые свойства в современных теориях. Выявить различия в теориях и в понятиях, которыми они пользуются. Необходимый материал: учебники по психологии, психологические словари.
11. Исследовать эмпирическое и теоретическое уточнение понятий в любом научном исследовании, которое описано в научной статье.
12. Провести эмпирическое уточнение переменных (зависимых): уровень притязаний, запоминание, тревожность, агрессивность, ответственность, самооценка, ответственность, настойчивость и т. п.
13. Провести теоретическое и эмпирическое уточнение понятий в собственном курсовом исследовании.