Тема 3. Гипотеза как теоретическое ядро исследования

Вопросы, рекомендованные к обсуждению:

1. Теоретические (научные) гипотезы.

2. Экспериментальные гипотезы.

3. Научные и статистические гипотезы.

4. Формулирование гипотез.

5. Этапы построения и развития гипотезы.

6. Решение практических задач на формулирование гипотез психологического исследования.

Основная литература: 4, 6, 7, 8, 10, 13, 14.

Дополнительная литература: 1, 2, 5, 6, 10.

Примеры возможных заданий:

1. Сформулировать гипотезу исследования в научной статье (предлагается любая статья, где гипотеза отсутствует или сформулирована неопределенно).

2. Сформулировать гипотезу исследования, которую проверял автор (любое исследование из источника: Социальная психология: ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с. (серия «Мастера психологии»)).

3. Сформулировать гипотезу следующего исследования: В одной из школ г. Сан-Франциско в каждом классе (с 1-го по 6-й) психологи произвольно отобрали по несколько школьников. В начале учебного года учителям сообщили, что эти дети, по данным тестов, должны вскоре проявить незаурядный познавательный прогресс. На самом деле эти данные были фиктивными. Как показало измерение коэффициента интеллекта в конце учебного года, у этих детей по сравнению с остальными интеллектуальные возможности в среднем существенно повысились. Этот феномен получил название «эффект Пигмалиона» (по имени царя Кипра, который, как рассказывает Овидий в «Метаморфозах», силой своей любви к изваянной статуе прекрасной женщины вынудил богиню Афродиту оживить скульптуру).

4. Сформулировать гипотезу следующего исследования: В исследовании А. А. Смирнова испытуемым предлагалось несколько фраз (каждая на определенное правило орфографии) и давалось задание определить, какому правилу они соответствуют. Затем испытуемые должны были сами придумать примеры на то же правило. Никаких указаний о запоминании фраз не давалось, но на следующий день им предложили вспомнить, какие фразы называл экспериментатор, какие придумали сами испытуемые. Результаты опыта обнаружили резкое различие в запоминании фраз, дававшихся испытуемым, и тех фраз, какие были придуманы ими самими. Фразы, составленные испытуемыми, были воспроизведены ими в значительно большем количестве.

5. Сформулировать общую и частные (если требуется) гипотезы курсового исследования.

6. Определить, являются ли следующие гипотезы проверяемыми: Если студент сыт, то он продуктивно работает; Качество учебы повышается при увеличении времени, потраченного на изучение предмета; женщины- не мужчины и т. п.

7. Преобразовать следующие утверждения в проверяемые гипотезы: С глаз долой – из сердца вон; мезим – для желудка незаменим; старая лошадь борозды не портит; лучший способ учебы – просидеть за учебниками всю ночь перед экзаменом; кока-кола улучшает память; волос долог – ум короток; нельзя смотреться с подругой в одно зеркало – полюбите одного парня и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: