Вопросы, рекомендованные к обсуждению:
1. Выбор методов и разработка методики исследования.
2. Надежность, валидность и репрезентативность методики исследования.
3. Эксперимент как основной метод исследования в психологии.
4. Экспериментальная выборка.
5. Разработка инструкции и протокола эксперимента.
6. Пилотажный эксперимент.
7. Требования к обработке и интерпретации эмпирических данных.
8. Объяснение результатов исследования.
9. Обобщение результатов и формулировка выводов.
10. Виды представления результатов исследования и требования к ним.
11. Решение практических задач на подбор методов и методик исследования.
12. Решение практических задач на определение выборки, переменных и выбор плана эмпирического исследования.
13. Решение практических задач на формирование навыков интерпретации результатов исследования.
Основная литература: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 17.
Дополнительная литература: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Примеры возможных заданий:
1. Подобрать методы и методики для собственного курсового исследования. Какими требованиями Вы руководствовались?
|
|
2. Определить надежность, валидность и репрезентативность использованных в курсовой работе методик.
3. Определить надежность, валидность и репрезентативность любых психологических методик, выбранных слушателем.
4. Подобрать методики (2-3) для изучения особенностей личности взрослого человека такие, чтобы шкала измерения заведомо была интервальной. Чем Вы руководствовались при подборе методик?
5. Охарактеризовать идеального испытуемого и разработать план получения репрезентативной выборки для курсового исследования.
6. Охарактеризовать идеального испытуемого и разработать план получения репрезентативной выборки для исследования, целью которого является изучение взаимосвязи скорости усвоения учебного материала и методики преподавания предмета.
7. Каким способом можно сформировать эквивалентные экспериментальную и контрольную выборки при изучении личностных особенностей трудных подростков, обучающихся в заведениях различного типа?
8. Определить зависимую, независимую и контролируемую переменные в следующем эксперименте: Голубя тренируют нажимать клювом кнопку, если зажигается зеленый свет, но не нажимать, если зажигается красный. Правильные нажатия поощряются зерном.
9. Определить зависимую, независимую и контролируемую переменные в следующем эксперименте: Студент консерватории проводит эксперимент, чтобы узнать, как эффективнее (быстрее) разучивать музыкальные пьесы – целиком или по частям.
10. На примере любого эксперимента в социальной психологии (источник Социальная психология: ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с. (серия «Мастера психологии»)) определить гипотезу, переменные и использованный исследователем план эмпирического исследования.
|
|
11. Определить зависимую, независимую и контролируемую переменные в следующем эксперименте: психотерапевт пытается повысить самооценку клиента. Каждый раз, когда пациент говорит о себе что-нибудь положительное, психотерапевт поощряет это кивком головы, улыбкой или повышенным вниманием.
12. Определить зависимую, независимую и контролируемую переменные в следующей гипотезе: «Если при выработке навыка испытуемый знает результаты своих действий, то навык у него формируется быстрее, чем тогда, когда ему не сообщают об этих результатах».
13. Определить наиболее адекватную схему эмпирического исследования для курсовой работы.
14. Разработать инструкцию для мотивирования испытуемых на участие в эксперименте: для дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников, студентов и взрослых.
15. Составить таблицу первичных эмпирических данных. В классе 15 учеников. В результате проведенного эксперимента выяснилось, что дети под номерами 1-7 – младше 7 лет; все они не справились с выполнением методики и, кроме того, уровень самооценки: №1-3 - средний, № 4-7 – низкий. Дети под номерами 8-15 – старше 7 лет; №8-9 не справились с выполнением методики, № 10-15 – справились. При этом у всех детей под номерами 8-15 высокий уровень самооценки. В каких шкалах измерены переменные?
16. На примере научной статьи (любой, где выводы сформулированы расплывчато или не приведены вообще) сформулировать выводы по результатам исследования в соответствии со всеми требованиями.
17. Определить, какая ошибка при интерпретации эмпирических данных была сделана автором: Студент-дипломник решил изучить влияние статуса школьника в системе личных взаимоотношений в классе на его отношение к учению и к своей школе. Для определения указанных характеристик были использованы соответствующие методики. Затем был вычислен коэффициент линейной корреляции Пирсона. Оказалось, что существует тесная положительная связь между статусом школьника и интенсивностью его отношения к учению и школе (значимость на уровне р = 0, 05). Чем выше этот статус, тем интенсивнее проявляется положительное отношение к учению и школе. Исследователь сделал вывод, что положение, занимаемое школьником в системе личных взаимоотношений, влияет на интенсивность его отношения к учению и школе.
18. Определить уровень объяснения, которое предложил автор: В исследовании была сделана попытка проследить изменение Я-концепции по мере взросления. Было установлено, что в процессе самоописания дети младшего возраста описывают себя с помощью внешних характеристик и указаний на физические данные, в то время как для старших важным становится акцентирование своих внутренних способностей и характера взаимоотношений с другими людьми. Пиаже полагает, что это изменение обусловлено развитием умственных способностей и умений смотреть на мир глазами других.
19. Составить наиболее вероятные объяснения к приведенному примеру уже исследованной научной проблемы. Одновременно назвать описанную в тексте закономерность, которая требует объяснения: Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если исполняется симфоническим, струнным оркестром или на одном рояле, хотя отдельные звуковые ощущения в данных случаях различны.
20. На примере любого исследования (например, из книги Социальная психология: ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с. (серия «Мастера психологии»)) сформулировать возможные исследовательские выводы в соответствии со всеми требованиями.
|
|
21. Проанализировать, насколько соответствует научная статья, выбранная слушателем, требованиям к составлению и оформлению научной статьи.
22. Составить научный отчет на основании любого исследования, приведенного в сборнике научных статей.
23. Составить доклад на основании любого исследования, приведенного в сборнике научных статей.
24. Написать рецензию на любую научную статью.
25. Составить методические рекомендации к проведению эксперимента, использованного в курсовой работе.