Особенности восприятия фигуры и фона, частей и целого

Восприятие фигуры и фона. Когда взгляд на­правлен на объект, то соседние с ним объекты как бы сливаются, воспринимаются в «размытом» виде. Объект, на который направлен взгляд, и выделяю­щийся из окружения других объектов более четкими очертаниями и деталями, называется фигурой. Все объекты, окружающие его, - фоном. Из этого следует, что соотношение между фигурой и фоном относи­тельное: объект, только что имевший статус фигуры,

может стать фоном для объекта, который только что входил в состав его фона. При восприятии фигура обладает формой (или характерной для нее структу­рой) и выступает впереди фона. Фон же восприни­мается относительно однородным, бесформенным, не­четким и расположенным как бы позади фигуры без четких очертаний, формы или структуры. Граница (кон­тур) между фигурой и фоном воспринимается как «собственность» исключительно фигуры.

Восприятие объектов с позиций их фигурно-фо­нового соотношения обеспечивается свойствами пред­метности и избирательности. Предметность позволяет человеку определиться в самом факте существования данного объекта среди других объектов, а избиратель­ность обеспечивает его изучение в совокупности его мелких деталей. Такое выделение объекта из их мно­жества называется перцептивной сегрегацией. Выде­ление фигуры из фона есть начальный этап перцеп­тивной сегрегации.

Задача выделения фигуры из фона не всегда ре­шается легко. Трудности возрастают, когда для на­блюдателя обе эти части объекта равнозначны. При этом фигура и фон периодически меняются места­ми (флюктуируют). В этом легко убедиться на при­мере так называемой двойственной фигуры. Так, на рис. 2.8, заимствованном из книги Д. Майерса, изоб­ражены подсвечник (в центре) и... либо одно лицо человека, изображенное анфас, либо два лица в про­филь, направленные друг к другу.

В общем случае фигуру проще выделить из фона при:

ее резком отличии от фона по цвету, величине, форме и др.;

предварительном знакомстве наблюдателя с объектом восприятия;

наличии психологической установки, получаемой на­блюдателем накануне восприятия объекта («искать то-то и то-то»).

Рис. 2.8. Двойственная фигура и фон

Восприятие частей и целого. Рассматривая фо­токарточку знакомого человека, мы быстро узнаем его. Процесс узнавания состоит в соотнесении воспри­нимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти. Естественно, возникает вопрос, как происходит про­цесс узнавания? Предстает ли наблюдателю объект в своей целостности сразу или узнавание разбивает­ся на отдельные этапы и происходит по элементам (частям) целого? Узнаем ли мы, например, знакомо­го человека, рассматривая отдельные части его лица (глаза, нос, уши, брови, губы) или воспринимая лицо сразу в целом? Самый общий ответ таков: узнавание объекта обеспечивается его характерными опознава­тельными признаками, известными наблюдателю. Количество таких опознавательных признаков, обес­печивающих правильное узнавание объекта, состав­ляет порог восприятия.

Вряд ли, например, человек, не сведущий в физи­ке элементарных частиц, узнает в стоящей перед ним

аппаратуре синхрофазотрон. И это несмотря на то, что синхрофазотрон будет представлен во всем многооб­разии принадлежащих ему признаков. Трудно узнать длинное слово лишь по его одной части - букве. Скажется фактор дефицита опознавательных призна­ков.

В узнавании объекта важную роль играет, кроме опыта, свойство целостности восприятия. Так, на рис. 2.9, несмотря на отсутствие ряда признаков объекта (от­дельных участков прямых линий), среди множества разнообразных фигур без особого труда появляется образ прямоугольника.

Рис. 2.9. Части и целое в процессе восприятия

Опознавательные признаки могут принадлежать различным уровням статической структуры объекта или его динамических состояний. Несомненно, что узнавание зависит от индивидуальных особенностей человека (склада мышления, уровня развития инди­видуальных свойств восприятия, мотивации, установ­ки и др.). В этом плане некоторые люди склонны

воспринимать признаки более высокого уровня обоб­щения, целостные (И. Павлов относил таких людей к художественному типу с доминирующим правым по­лушарием головного мозга). Другие же, наоборот, на­чинают с выделения отдельных частей («мыслите­ли») с доминирующим левым полушарием.

Обусловленность узнавания индивидуальными факторами можно иллюстрировать теми же неодно­значными изображениями, введенными под назва­нием двойственных фигур (рис. 2.10).

Если наблюдателю дать предварительную установ­ку, сказав, что базовым, главным элементом этого пор­трета, на который следует обратить внимание, являет­ся ухо, то он увидит портрет молодой женщины, от­вернувшей лицо вправо. Если же в качестве главно­го элемента предложить глаз (в предыдущей установке этот же элемент служил ухом!), то в его сознании отразится образ недоброжелательной старухи, а образ молодой женщины останется «за кадром».

Рис. 2.10. Портрет «двух женщин»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: