Восприятие фигуры и фона. Когда взгляд направлен на объект, то соседние с ним объекты как бы сливаются, воспринимаются в «размытом» виде. Объект, на который направлен взгляд, и выделяющийся из окружения других объектов более четкими очертаниями и деталями, называется фигурой. Все объекты, окружающие его, - фоном. Из этого следует, что соотношение между фигурой и фоном относительное: объект, только что имевший статус фигуры,
может стать фоном для объекта, который только что входил в состав его фона. При восприятии фигура обладает формой (или характерной для нее структурой) и выступает впереди фона. Фон же воспринимается относительно однородным, бесформенным, нечетким и расположенным как бы позади фигуры без четких очертаний, формы или структуры. Граница (контур) между фигурой и фоном воспринимается как «собственность» исключительно фигуры.
Восприятие объектов с позиций их фигурно-фонового соотношения обеспечивается свойствами предметности и избирательности. Предметность позволяет человеку определиться в самом факте существования данного объекта среди других объектов, а избирательность обеспечивает его изучение в совокупности его мелких деталей. Такое выделение объекта из их множества называется перцептивной сегрегацией. Выделение фигуры из фона есть начальный этап перцептивной сегрегации.
|
|
Задача выделения фигуры из фона не всегда решается легко. Трудности возрастают, когда для наблюдателя обе эти части объекта равнозначны. При этом фигура и фон периодически меняются местами (флюктуируют). В этом легко убедиться на примере так называемой двойственной фигуры. Так, на рис. 2.8, заимствованном из книги Д. Майерса, изображены подсвечник (в центре) и... либо одно лицо человека, изображенное анфас, либо два лица в профиль, направленные друг к другу.
В общем случае фигуру проще выделить из фона при:
ее резком отличии от фона по цвету, величине, форме и др.;
предварительном знакомстве наблюдателя с объектом восприятия;
наличии психологической установки, получаемой наблюдателем накануне восприятия объекта («искать то-то и то-то»).
Рис. 2.8. Двойственная фигура и фон
Восприятие частей и целого. Рассматривая фотокарточку знакомого человека, мы быстро узнаем его. Процесс узнавания состоит в соотнесении воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти. Естественно, возникает вопрос, как происходит процесс узнавания? Предстает ли наблюдателю объект в своей целостности сразу или узнавание разбивается на отдельные этапы и происходит по элементам (частям) целого? Узнаем ли мы, например, знакомого человека, рассматривая отдельные части его лица (глаза, нос, уши, брови, губы) или воспринимая лицо сразу в целом? Самый общий ответ таков: узнавание объекта обеспечивается его характерными опознавательными признаками, известными наблюдателю. Количество таких опознавательных признаков, обеспечивающих правильное узнавание объекта, составляет порог восприятия.
|
|
Вряд ли, например, человек, не сведущий в физике элементарных частиц, узнает в стоящей перед ним
аппаратуре синхрофазотрон. И это несмотря на то, что синхрофазотрон будет представлен во всем многообразии принадлежащих ему признаков. Трудно узнать длинное слово лишь по его одной части - букве. Скажется фактор дефицита опознавательных признаков.
В узнавании объекта важную роль играет, кроме опыта, свойство целостности восприятия. Так, на рис. 2.9, несмотря на отсутствие ряда признаков объекта (отдельных участков прямых линий), среди множества разнообразных фигур без особого труда появляется образ прямоугольника.
Рис. 2.9. Части и целое в процессе восприятия
Опознавательные признаки могут принадлежать различным уровням статической структуры объекта или его динамических состояний. Несомненно, что узнавание зависит от индивидуальных особенностей человека (склада мышления, уровня развития индивидуальных свойств восприятия, мотивации, установки и др.). В этом плане некоторые люди склонны
воспринимать признаки более высокого уровня обобщения, целостные (И. Павлов относил таких людей к художественному типу с доминирующим правым полушарием головного мозга). Другие же, наоборот, начинают с выделения отдельных частей («мыслители») с доминирующим левым полушарием.
Обусловленность узнавания индивидуальными факторами можно иллюстрировать теми же неоднозначными изображениями, введенными под названием двойственных фигур (рис. 2.10).
Если наблюдателю дать предварительную установку, сказав, что базовым, главным элементом этого портрета, на который следует обратить внимание, является ухо, то он увидит портрет молодой женщины, отвернувшей лицо вправо. Если же в качестве главного элемента предложить глаз (в предыдущей установке этот же элемент служил ухом!), то в его сознании отразится образ недоброжелательной старухи, а образ молодой женщины останется «за кадром».
Рис. 2.10. Портрет «двух женщин»