Восприятие пространства. При пространственном восприятии в сознании отражаются величина, удаленность и форма объекта

При пространственном восприятии в сознании отражаются величина, удаленность и форма объекта.

1, Восприятие величины объекта пропорциональ­но величине его изображения на сетчатке глаза, что, в свою очередь, зависит от величины зрительных углов

а, в (рис. 2.3). Например, для объектов 1 и 2 это соот­ношение равно а > в, поэтому объект 2 воспринима­ется большим по величине. Однако величина зритель­ного угла не единственный фактор, обеспечивающий объективное восприятие размеров объекта.

Рис. 2.3. Схема восприятия величины объекта по величине зрительных углов

Так, объекты 2 и 3, хотя и проектируются на сет­чатку под одинаковым зрительным углом а, имеют разную величину. Они и воспринимаются глазом как различные по величине. Такая возможность обеспе­чивается свойством константности зрительного вос­приятия. Вместе с тем константность поддерживается в ограниченных пределах (с высоты 3000-5000 м по­стройка на земле воспринимается маленькой). Кон­стантность восприятия объясняется:

предшествующим перцептивным опытом человека;

изменением напряжения глазных мышц при фикса­ции объекта и передачей информации об этом в моз­говые перцептивные центры для анализа.

Восприятие удаленности объекта или объектов одинаковых размеров обеспечивается:

явлениями аккомодации, конвергенции и диверген­ции;

соотношением расстояний до объекта и величиной зрительных углов;

предшествующим перцептивным опытом человека;

явлением бинокулярного параллакса зрения;

явлениями линейной перспективы, суперпозиции, гра­диента текстуры.

Рассмотрим вклад каждого из этих факторов в восприятие удаленности.

При восприятии удаляющихся или приближа­ющихся объектов изменяется напряженность глазных мышц и соответственно кривизна глазного хруста­лика. Это изменение формы хрусталика, называемое аккомодацией, наряду с другими факторами помога­ет формировать образ удаляющегося (или прибли­жающегося) объекта. Однако «радиус действия» ак­комодации ограничен удаленностью объектов не да­лее чем 5-6 м.

Рис. 2.4. Соотношение удаленности объекта и величины зрительных углов

Естественно, при неизменных размерах объект воспринимается тем ближе, чем больше величина зри­тельных углов а и в (рис. 2.4).

Явление бинокулярного параллакса состоит в том, что каждый глаз смотрит на один и тот же объект под разными углами (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Соотношение удаленности объекта и величины разности углов его наблюдения

Чем ближе объект (положение 2), тем больше угол между осями зрения двух глаз, что и служит сигна­лом для анализа удаленности в перцептивных цент­рах мозга. О существовании бинокулярного парал­лакса можно убедиться на следующем опыте. При обоих открытых глазах наведем кончик указательно­го пальца на какую-нибудь точечную цель (полоску или гвоздь на стене, электрическую лампочку на по­

толке и др.). Закрывая попеременно то один, то дру­гой глаз, видим скачкообразное перемещение наблю­даемой цели.

Бинокулярный параллакс сопровождается различ­ными отображениями объекта на сетчатках глаз. Это явление называется бинокулярной диспарантностъю.

Функцию бинокулярного сигнала для восприятия удаленности (глубины) выполняют явления конвер­генции и дивергенции. При переводе взгляда с бо­лее удаленного объекта на менее удаленный зритель­ные оси глаз сводятся с помощью мышечной систе­мы глазных яблок. Это явление получило название конвергенции глаз. Обратная операция разведения осей глаз называется дивергенцией.

Явление суперпозиции участвует в восприятии удаленности объектов предшествующим опытом со­поставления объектов по занимаемым ими простран­ственным позициям и другим сопутствующим этому признаку факторам. На рис. 2.6 это иллюстрируется перекрытием одного объекта другим. Очевидно, что темный объект находится перед светлым.

Явление линейной перспективы состоит в сбли­жении удаляющихся от наблюдателя параллельных линий (рис. 2.7), принадлежащих воспринимаемому объекту. Таковыми человек воспринимает стены длинного туннеля, уходящие вдаль железнодорожные рельсы, обочины автострады и т.д.

Рис. 2.6. Явление суперпозиции

Рис. 2.7. Явление линейной перспективы

Явление градиента текстуры свидетельствует об удалении объекта на основании визуального при­знака увеличения уплотнения пространства между множеством однородных предметов. Например, луг, усеянный цветами, вдали как бы состоит из сплош­ной цветовой массы, но вблизи различается каждый цветок в отдельности. Аналогична картина с мелки­ми камнями на берегу.

На точность оценки удаленности объекта влия­ет общая освещенность местности, на которой нахо­дятся наблюдатель и объект. Анализ дорожных про­исшествий показал, что причиной большинства наез­дов сзади в темное время суток является не столько превышение скорости, сколько ошибки в оценке уда­ленности (дистанции) до впереди идущей автома­шины. Дело в том, что восприятие расстояния до объекта связано с размером изображения объекта на сетчатке. Но палочки глаза, которые в темноте задей­ствованы в работу больше, чем колбочки, не приспо­соблены к восприятию размеров и формы объекта. Искажение объемности в темноте и вызывает ошиб­ки в оценке расстояния.

Что касается автомашин, идущих навстречу в тем­ноте или сильном тумане, то текущее расстояние до них кажется больше в 2-3 раза.

принципе аналогичны рассмотренным выше для вос­приятия удаленности. В этот перцептивный процесс включены саккадические движения глаз. При воспри­ятии формы объекта глаза совершают скачки от од­ной фиксированной точки к другой. Их можно выя­вить у себя, например, во время чтения книжного тек­ста. Кстати, ранее считали, что восприятие в моменты саккад отсутствует. Теперь это утверждение относят лишь к мелким деталям воспринимаемого объекта. Глаз, производя такое скачкообразное зрительное «ощупывание» объекта, играет роль (по И. Сеченову) своеобразного измерительного прибора.

Обработка поступающей информации осущест­вляется соответствующими отделами мозга.

Существенный вклад в данный процесс вносят явления константности и бинокулярного параллак­са. Вместе с тем, эти механизмы «отказывают» при восприятии объектов, находящихся на очень боль­шом удалении. Так, у воспринимаемого образа объек­та сглаживаются острые углы, исчезают некоторые мелкие детали. В этой связи следует подчеркнуть, что при восприятии формы объекта возрастает роль пред­шествующего перцептивного опыта человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: