Теоретические модели внимания

Наиболее известными теоретическими моделя­ми внимания, в общем виде представляющими этот познавательный процесс, являются следующие.

Моторно-эмоциональная модель Т. Рибо. Основ­ная гипотеза заключается в том, что внимание всегда вызывается эмоциями и сопровождается двигатель­ной активностью в сфере дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой системы, всех частей тела. Так, при повышенном внимании к объекту может наблю­даться, например, задержка дыхания, открытие рта и др. Ухудшение внимания также связано с мышечной ус­талостью всех этих систем. Следовательно, если на­учиться управлять этими процессами, то можно уп­равлять и вниманием.

Модель психологической установки Д. Узнадзе. Его рассуждения таковы. Психологическая установка как состояние заблаговременной настройки организ­ма на определенную реакцию на предстоящие воздей­ствия выражает состояние внимания. Установка ста­новится причиной выделения объекта из других. Если рассматривать этот процесс во времени, то это и есть процесс объективизации.

Согласно контрольной модели П. Гальперина, любое действие человека содержит ориентировочную, исполнительную и контрольную составляющие. Имен­но контроль за объектом и составляет суть процесса внимания.

Комплексная модель Н. Ланге. По существу, Лан­ге сделал попытку «примирить» ряд концепций вни­мания, расставив их «по углам». Он подчеркнул, что различные концепции связывают внимание с тем или иным психическим процессом, в частности, с:

двигательным приспособлением к объекту (перенос внимания с объекта на объект сопровождается мы­шечными движениями, создающими благоприятные условия для сосредоточения);

эмоциями (эмоционально нейтральный объект не при­влечет внимания);

жизненным опытом (в процессе жизни человек выра­батывает свою индивидуальную систему распределе­ния внимания, где одним объектам уделяется большее внимание, другим меньшее);

«объемом» сознания, требуемым для восприятия того или иного объекта (объемные явления «выдавлива­ют» из сознания менее объемные в силу ограниченно­сти объема самого сознания);

подавлением одного физиологического процесса дру­гим и т.д.

Модель С. Рубинштейна. По его мнению, внима­ние не имеет собственного представительства в пси­хике. Это лишь сторона особой деятельности, направ­ленной на объект и обусловленной самим объектом, а также потребностями, интересами, установками лич­ности, т.е. ее общей активностью.

По модели Л. Выготского, внимание фактически сводится к способу регулирования человеком своего поведения. Здесь выделены составляющие натураль­ного и культурного развития, которые в период до его раннего детства поочередно передают «эстафету» друг другу, но со временем инициатива в процессах формирования внимания все больше переходит от внешних средств («от указательного пальца взросло­го человека») к внутренним стимулам, представляю­щим культурную составляющую.

Согласно модели Ю. Гиппенрейтер, внимание не имеет собственных самостоятельных свойств. Это лишь отражение в сознании человека внутренней работы по организации деятельности на ее ведущем уровне. Поэтому внимание можно изучать только в процессе наблюдения именно ведущего (по Н. Берн­штейну) уровня деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: