Виды внимания и их сравнительные характеристики

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики Механизмы
Произвольное Послепроизвольное Непроизвольное Постановка (принятие) зада-чи «Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес» Действие сильного или зна-чимого и вызывающего эмо-циональный отклик раздра-жителя Направленность в соответ-ствии с задачей. Требует во-левых усилий, утомляет при длительной концентрации Сохраняется целенаправлен-ность, снимается напряже-ние, возникает как бы «вто-рое дыхание» Непроизвольность, легкость возникновения, переключе-ния и прекращения Ведущая роль II сигнальной системы Доминанта, характеризую-щая возникший в процессе данной деятельности инте-рес Ориентировочный рефлекс либо доминанта, характери-зующая более или менее ус-тойчивый интерес личности

Для произвольного внимания характерно наличие сознательной цели и волевого усилия, и оно разумно направляется и регулируется субъектом в соответствии с решаемыми им задачами. Именно сознательно поставленная задача и определяет, на чем в первую очередь сосредоточивается внимание. Так, при проверке тетрадей внимание учителя направлено прежде всего на грамотность детей, в то время как их почерк и даже аккуратность выполнения задания часто отступают на второй план. Являясь необходимым условием всякой деятельности, произвольное внимание возникло и совершенствовалось в процессе труда. Оно становится внутренней произвольной формой регуляции поведения и может рассматриваться как результат его социальной организации.

Такое понимание произвольного внимания было впервые высказано видным отечественным психологом Л.С. Выготским [3, с. 205-239], который рассматривал его как продукт социального развития, как процесс, опосредованный внешними стимулами и направляющей функцией речи. Он подчеркивал роль слова в процессах внимания, а также единство внимания и мышления. Развивая его идеи, А.Н. Леонтьев рассматривает произвольное внимание как высшую форму регуляции поведения и продукт исторического развития. А.Н. Леонтьев, как и Л.С. Выготский, считает, что в процессе исторического развития человека первоначальным его актом, предпринятым с целью привлечения произвольного внимания, были указательный жест и речь, которые и сами рассматривались как «знак внимания». В настоящее время произвольное внимание понимается отдельными авторами как деятельность, которая направляется субъектом на контроль своего мышления и поведения, на поддержание устойчивой избирательной активности.

В учебной деятельности произвольное внимание играет основную роль. Оно и формируется главным образом в условиях учебной деятельности, которая постоянно ставит учителя и учащихся перед необходимостью сосредоточить свое внимание. Учитель довольно часто оказывается в ситуации, когда на него воздействует множество раздражителей: сильный свет, шум на улице, беспокойство аудитории и т.д. Мастерство педагога и заключается в том, чтобы затормозить эти сильные воздействия и сосредоточить внимание учеников на главной задаче. Известно также, что работоспособность в основном и определяется умением сосредоточить свое внимание.

Разновидностью произвольного внимания является возникающее на его основе послепроизвольное, которое также носит преднамеренный целенаправленный характер и в то же время уже не требует волевых усилий. Оно регулируется сознательно принятой установкой на решение конкретной задачи, увлеченностью процессом решения. Послепроизвольное внимание характеризуется самой высокой сосредоточенностью и составляет необходимое условие успешной деятельности.

Выделение из совокупности воздействующих на человека раздражителей того, что становится объектом отражения, во многих случаях осуществляется совсем без намерения и целевой установки. В таком случае говорят о непроизвольном внимании. Оно проявляется независимо от сознательного намерения и волевого усилия, будучи обусловлено непосредственным интересом, новизной и эмоциональной привлекательностью раздражителя. Непроизвольное внимание, в сущности, и есть ориентировочный рефлекс на новизну, в основе которого лежит механизм естественного возникновения очага доминантного возбуждения. Однако оно не сводится только к ориентировочной реакции человека, а связано с познавательной деятельностью, с общением и в значительной степени обусловлено потребностями. Именно с этим видом внимания имеем мы дело, когда, например, против желания поворачиваем голову, если в классе внезапно раздался шум. Непроизвольное внимание – первичный процесс, оно свойственно не только человеку, но и животным и осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов.

Согласно точке зрения П.Я. Гальперина, непроизвольное внимание, как и произвольное, также есть контроль, но контроль за тем, что в предмете само бросается в глаза. Средства контроля в этом случае используются не по заранее намеченному плану, а как бы диктуются самим объектом. Так, на уроке для поддержания непроизвольного внимания имеет значение содержательность материала, увлекательная форма изложения, элементы занимательности, разнообразие форм и методов работы. Выделяя названные виды внимания, надо учитывать, что это деление условно: нельзя абсолютизировать различие между ними, так как они взаимосвязаны и переходят друг в друга. В частности, это следует учитывать для правильной организации учебной работы. Так, многие события, происходящие на уроке, интересны детям и легко привлекают их непроизвольное внимание, хотя и не способны удерживать его длительное время. Наряду с этим на уроке встречаются виды деятельности, которые с трудом могут привлечь внимание, но вместе с тем в силу своей содержательности удерживают его долго. В первом случае нужен переход от непроизвольного внимания к произвольному, во втором – совершается переход от произвольного внимания к послепроизвольному и даже непроизвольному. Таким образом, в процессе деятельности осуществляется тесная связь и взаимодействие между видами внимания. Поэтому в педагогическом процессе требуется, с одной стороны, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное, а с другой, формируя познавательные интересы учащихся и делая интересной саму учебную работу, при любой возможности переводить произвольное внимание в непроизвольное. Первое должно опираться на осознание значимости учебных задач, чувство долга, ответственное отношение и дисциплину; второе – на познавательный интерес к учебному материалу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: