Цепь: выделить составляющие конфликта.
Группа разбивается на микрогруппы. В течение 3 минут обсуждаются характерное поведение участников конфликта, особенности проявления эмоций, специфика содержания диалога, возможные поведенческие акты. Далее дискуссия продолжается в группе.
Упражнение. Работа с ассоциациями к понятию «конфликт»
Цель: осознание собственного эмоционального поля восприятия конфликта. Участники рассаживаются в круг.
Инструкция: «В фокусе нашего внимания конфликт. Когда мы произносим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он проявляется в поведении людей. Сейчас мы исследуем отражение конфликта на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?»
После первого ряда ассоциаций можно попросить продолжить:
• если конфликт — это мебель, то какая?
• если посуда, то какая?
• если одежда, то какая? И т.п.
Тема 2 ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА
|
|
Сюжетно-ролевая игра «Мельница»
Цель: проживание участниками тренинга «мелких» конфликтных ситуаций, настройка на дальнейшую работу.
Равное число участников образуют два круга (один внутри другого), встают лицом друг к другу и разыгрывают в парах маленькие диалоги-ситуации, которые задает ведущий. Диалог длится 2 минуты. После каждого диалога внешний круг делает несколько шагов, например по часовой стрелке; каждый участник меняет партнера, разыгрывается следующий эпизод.
Ситуации для разыгрывания:
• находящиеся во внешнем круге играют роль контролеров автобуса, а находящиеся во внутреннем — роль безбилетных пассажиров;
• внутренний круг — продавцы, которым нет дела до покупателей, авнешний — покупатели:
• внешний круг — начальник, «застукавший» опаздывающего подчиненного, а внутренний — подчиненный;
• внутренний круг — жилец, которого запил сосед сверху, внешний круг — сосед сверху.
В ходе обсуждения участники анализируют свое наиболее типичное поведение в различных ситуациях, переживаемые эмоции.