1.Обоснуйте отнесение метода анализа литературы и других источников к группе теоретических методов исследования.
2. Назовите основные способы фиксации содержания прочитанного; укажите, каким из них Вы преимущественно пользуетесь и почему.
3.Представьте базовые и периферийные понятия по теме «Профилактика школьной дезадаптации младших подростков как направление социально-педагогической деятельности», а также по темеВашего исследования; покажите их взаимосвязи.
4. Определите основание для сравнения различных подходов к толкованию термина «социальное воспитание». Проведите сравнение различных точек зрения в соответствии с требованиями к данному методу, сделайте выводы.
5. Укажите, в чем состоит сходство и различие анализа литературы по теме исследования и метода теоретического анализа. Проиллюстрируйте ответ примерами из собственной исследовательской практики.
6. Ознакомьтесь с таблицей, представленной в исследовании; назовите метод, на основании которого она составлена, дайте ему характеристику:
|
|
№п/п | Уровни сформированности самостоятельности | ||
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень | |
Евгений Б. | Александр А. | Александр В. | |
Екатерина Д. | Игорь Б. | Руслан И. | |
Василий Е. | Анна Д. | Евгения М. | |
Светлана К. | Дмитрий С. | ||
Алексей С. |
7.Дайте определение и объясните связь методов абстрагирования, идеализации и моделирования.
8.Проанализируйте следующее суждение и ответьте, справедливо ли исключать моделирование из группы теоретических методов. Обоснуйте свою точку зрения.
«В теоретическом исследовании проводится «мысленный эксперимент», когда идеализированный объект исследования (точнее - умственный образ) ставится в различные условия (также мысленные) и анализируется его возможное поведение путем логических рассуждений.
Метод моделирования отличен как от теоретического метода, дающего обобщенное, абстрагированное знание, так и от эмпирического. При моделировании исследователь пользуется методом аналогий, умозаключением «от частного к частному», тогда как экспериментатор работает с помощью методов индукции (математическая статистика является современным вариантом индуктивного вывода). Теоретик пользуется правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем.
Для исследователя, применяющего моделирование, модель - аналог объекта. Моделирование используется тогда, когда невозможно провести «экспериментальное исследование объекта» (Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997. С.51-70).
9.Ознакомьтесь со следующим материалом и сделайте вывод о том, каким методом пользовался исследователь.
|
|
«Обращение к работам философов экзистенциального направления (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, Ж.П. Сартр, Л. Шестов, Г.Г. Шпет, К. Ясперс), представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм) и гуманной, личностно-ориенторованной педагогики (М.Н. Берулава, Э.Н. Гусинский, Л.Н. Куликова, Ю.И. Турчанинова) позволило нам сделать вывод о том, что на базе таких концепций развивался тип миропонимания, рассматривающий личность как целостную, уникальную экзистенциальную сущность...» (Глазкова Т.В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в общеобразовательной школе: автореф. дис.... канд. пед.наук. Иркутск, 2004. С. 8).
10. Назовите теоретический метод, которым пользовался исследователь, выявляющий педагогический потенциал социума и рассматривающий в чистом виде воспитательные возможности семьи и школы, отвлекаясь от экономических условий, правовой нестабильности и пр. Обоснуйте свой ответ, опираясь на особенности метода.
11. Назовите теоретические методы, которые использует исследователь
· при формулировке темы исследования;
· при построении гипотезы;
· при выборе методов ее проверки.