Тема 5. Эмпирические методы исследования

1. Установите и обоснуйте правильное соответствие эмпирических методов (левый столбик таблицы) и различных объектов изучения (правый столбик), наилучшим образом исследуемых данными методами:

Методы исследования Объекты изучения
1. Анкетирование 1. Индивидуальные особенности сознания
2.Изучение документов 2. Межличностные отношения
3. Интервьюирование 3. Факты сознания (мнения, интересы и т.п.)
4. Наблюдение 4. Причинно-следственные связи
5. Тестирование 5. Протоколы, отчеты, письма
6. Социометрия 6. Факты поведения людей
7. Эксперимент 7. Ценностные ориентации и установки

2.Укажите, какие из приведенных ниже наблюдений можно отнести к методу научного исследования:

а) воспитатель ведет наблюдение за соблюдением дошкольниками культуры поведения во время разнообразных сюжетно-ролевых игр;

б) дежурный педагог наблюдает за соблюдением порядка в столовой;

в) педагог ведет наблюдение за проявлением у младших подростков самостоятельности и инициативы в учебно-воспитательном процессе школы;

г) социальный педагог наблюдает за разрешением конфликта между подростком и учителем математики.

Ответ обоснуйте, назвав черты, характерные для научного наблюдения.

3. Составьте план проведения наблюдения по теме вашего исследования, определите способы регистрации наблюдаемых явлений.

4.Подготовьте анкету для младших школьников «Мои интересы», опираясь на требования к составлению анкет; используйте различные виды вопросов.

5. Социальный педагог - исследователь просит учащихся экспериментального класса развернуто ответить на следующие вопросы:

1) Чем ты любишь заниматься во внеурочное время?

2) Любишь ли ты читать? Если «да», то какие книги, о чем?

3) Есть ли у тебя любимый учебный предмет? Какой?

4) В каких кружках, секциях ты занимаешься?

5) Чем бы ты хотел заниматься в жизни?

6) Любишь ли ты учиться?

7) Какие виды деятельности предпочитаешь на уроках?

8) О чем бы ты хотел узнать поподробнее?

Укажите, что, по вашему мнению, находится в центре внимания исследователя.

6.Назовите отличия беседы как метода исследования от интервью, анкетирования и тестирования.

7.Из представленных ниже пунктов выделите беседу как метод научно-педагогического исследования:

а) беседа классного руководителя о воспитании детей в семье;

б) беседа учителя с опоздавшими на урок учениками;

в) беседа педагога с подростками о правилах поведения в общественных местах;

г) беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования школьников к изучаемому материалу.

8.Сформулируйте вопросы для исследовательской беседы с родителями «трудных» подростков с целью выявления возможности воспитательного взаимодействия с социальным педагогом.

9.Смоделируйте проведение исследовательской беседы по проблеме Вашего исследования. Проведите ее и проанализируйте результаты.

10. Сравните анкетирование и интервьюирование как методы исследования; укажите, в каких случаях интервьюирование предпочтительнее анкетирования.

11. Дайте определение теста и назовите трудности тестирования как метода исследования.

12. Объясните, правильно ли поступил исследователь в следующей ситуации. При проведении теста «Рисунок семьи» педагог зачитал инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью» (не объясняя, что значит слово «семья». Время не ограничено). Последующую просьбу ребенка индивидуально прокомментировать слово «семья» исследователь не удовлетворил.

13. Укажите, каким образом соотносятся между собой характеристики валидности и надежности тестов в психолого-педагогическим исследовании.

14. Назовите методы, которые вы сочтете возможными и целесообразными использовать для получения необходимой информации при изучении в ходе исследования микроклимата в детской группе, самочувствия каждого из ее членов, отношения детей друг к другу. Обоснуйте свой выбор и охарактеризуйте условия применения.

15. Укажите, в чем особенности проведения социометрического исследования с детьми дошкольного возраста.

16. Объясните, в чем проявляется комплексный характер педагогического эксперимента по сравнению с другими методами исследования.

17. Назовите общую цель любого педагогического эксперимента.

18. Для проведения первичной диагностики конкретного свойства / качества личности (например, самостоятельность, готовность к определенной деятельности, коллективизм, ответственность и пр. - на выбор) выделите критерии, показатели и уровни сформированности выбранного качества / свойства личности и дайте качественную характеристику каждому выделенному показателю по всем уровням.

19. Заполните таблицу, указав (+,-) наличие или отсутствие означенного признака. Объясните свое решение.

Метод Предоставляется возможность
  Организация процесса Изменение условий Постановка гипотезы
Наблюдение      
Естественный эксперимент      
Лабораторный эксперимент      

20. Объясните, что значит репрезентативность выборки для педагогического эксперимента и как ее следует определять.

21. Объясните, в чем состоит взаимосвязь наблюдения и эксперимента.

22. Выскажете и аргументируйте свое мнение по следующему вопросу: что важнее в эксперименте - достаточно объемная, подробно разработанная методика или обеспечение условий реализации предлагаемой экспериментатором программы преобразования предмета исследования?

23.Продумайте и предложите программу констатирующего и формирующего этапов эксперимента в исследовании по теме «Воспитание дисциплинированности подростков как нравственного качества в условиях загородного лагеря».

24. Разработайте общий план проведения эксперимента в рамках исследования по теме «Профилактика школьной дезадаптации младших подростков как направление социально-педагогической деятельности» и представьте его в виде таблицы:

Этап Время Задачи Методы
Подготовительный      
Основной      
Заключительный      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: