Содержание дисциплины. № п/п Наименование раздела Содержание раздела Формир

№ п/п Наименование раздела Содержание раздела Формир. компетенц.
  Раздел I. Наука в системе обществаТема 1. Общая характеристика науки. Структура науки Понятие науки. Наука как система знания. Наука как деятельность. Наука как социальный институт. Наука как основа инновационной системы. Наука как подсистема культуры. Наука как специфическая форма жизни.  
  Тема 2. Научное знание. Структура и закономерности развития научного знания в сфере физической культуры и спорта Характеристика строения научного знания. Виды знания: чувственное, эмпирическое, теоретическое, ценностное, интерпретационное, семиотика и роль в структуре знания в области физической культуры и спорта. Основные детерминанты развития научного знания о физической культуре и спорте (мировоззрение, культура, социальная практика, социальная и гуманитарная реальность, другие науки, творческий и личностный потенциал учёных, семиотический и лингвистический ресурс). Закономерности развития научного знания в области физической культуры и спорта (существенная мировоззренческо – ценностная детерминация, непосредственная зависимость от исторически изменчивого социального контекета и др.). Научные методы, научные направления и научные институты в сфере науки о физической культуре и спорте. Сферный характер науки, построение общенаучных теорий и развитие междисциплинарных исследований в сфере наук о физической культуре и спорте. Современные общенаучные подходы в науке о физической культуре и спорте.  
  Раздел II. История науки о физической культуре и спортеТема 3. Формирование теории и методики физической культуры Физическая культура Древней Месопотамии. Вавилона, Ассирии, Египта, Шумерского царства, Индии и Китая. Телесно-двигательный компонент региональных ритуалов. Сакральный смысл древнего агона. Виды агона. Агональная традиция в эпоху эллинизма. Причины десакрализации эллинской агонистики. Агон императорского культа. Эллинский агон и восточные религиозные традиции в эллинистическом мире. Конфликт традиций в Иудее. Агонистика Эллады в период римского владычества. Особенности агональных традиций Рима. Олимпия римского времени. Традиционный эллинский агон и новые виды агона в Греции в период римского владычества. Греко-римские параллели. Христианство. Агонистика в последние века античности. Ранее христианство и традиции атлетического и конного агона. Десакрализированный агон Византии. Борьба против агонистики после утверждения христианства. Аскетический характер культуры Средневековья. Изменение телесных практик в эпоху перехода от античности к Средневековью. Практика исихазма. Десакрализация агональной практики. Десакрализованный агон Византии. Военно-физическая подготовка в эпоху Средневековья. Рыцарская система физического воспитания. Самобытные формы физического воспитания в эпоху Средневековья. Отношение официальной власти и церкви к самобытной практике физического воспитания. Развитие различных областей научного знания в эпоху Ренессанса. Реформация церковной жизни и неогуманизм как факторы повышения интереса к телесности человека. Отображение человеческой телесности в произведениях литературы (Данте, Рабле, Боккаччо, Петрарки и др.) и изобразительного искусства (Донателло, Микеланджело, Леонардо да Винчи и др.). Тема телесности и физического воспитания в трудах Ф. Рабле, Т. Компанеллы, Т. Мора, М. Лютера, Я.А. Коменского. Труды И. Меркуриалиса и В. да Фильтре. Первые труды по вопросам физического воспитания в России. «Руководство к познанию человеческого тела» Л.А. Загорского, «Слово о пользе и предметах военной гигиены, или науки сохранения здоровья военнослужащих» М.Я. Мурова, «Образование физическое, умственное, нравственное» К.И. Грума и др. Проблемы физического воспитания И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.П. Протасова, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского. Военно-физическая подготовка в практике и трудах А.В. Суворова. Развитие теоретических основ физической подготовки в русской армии в трудах М.И. Драгомирова и А.Д. Бутовского. Содержание теории физического образования П.Ф. Лесгафта. Ступени физического образования в концепции П.Ф. Лесгафта. Классификация физических упражнений. Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта. Работа П.Ф. Лесгафта «Руководство физическим образованием детей школьного возраста». Развитие философских концепций биосоциальной сущности человека. Разработка системы физических упражнений. Работа Песталлоци «Элементарная гимнастика». Зарождение школьной гимнастики. Труды Г. Фита и И. Гутс-Мутса. Формирование спортивно-игровой системы физического воспитания в Англии. Концепция спортивной педагогики Ч. Кингсли и Т. Арнольда. Научно-методические положения гимнастических систем физического воспитания Нового времени в работах Ф. Нахтегаля. Ф. Амороса, Ф. Яна, А. Шписа, П. Линга. Критика гимнастических систем физичесокго воспитания (Г. Спенсер, А. Моссо. Ж. Демени, П.Ф. Лесгафт). Концепция единства человеческого организма И.М. Сеченова и ее значение для формирования теории физического воспитания. Формирование новых направлений физического воспитания (художественная гимнастика Ф. Дельсарта, ритмическая гимнастика Ж. Далькоза) и рекреационной деятельности. Развитие международного спортивного движения и потребность в научном осмыслении вопросов разработки правил соревнований, техники различных видов спорта, средств и методов тренировки. Создание научно-исследовательского общества по легкой атлетики в Англии. Первые работы по теории спортивной тренировки (Моссо и Пшсье). Школа В.В. Гориневского по научному и педагогическому контролю в области физической культуры и спорта. Школа Н.А. Бернштейна по биомеханике спорта. Школа динамической анатомии и спортивной морфологии М.Ф. Иваницкого. И.М. Саркизов-Серазини и его школа по лечебной физкультуре, лечебному и спортивному массажу. Школа П.А. Рудика по психологии спорта. Школа Н.Г. Озолина по легкой атлетике. Отечественная школа бокса К.В. Градополова. Отечественная школа гимнастики М.Л. Украна. Открытие высших учебных заведений как фактор развития науки офизической культуре и спорте. Фомирование истории физической культуры как научной дисциплины. Труды Д.А. Крадмана, Ф.И. Самоукова, С.Д. Синицина, В.В. Столбова, Г.Д. Харабуги, И.Г. Чудинова. А.Д. Новиков – основатель отечественной школы теории и методики физического воспитания. Концепция теории методики физического воспитания А.Д. Новикова. Сущность объекта и проблематика теории и методики физического воспитания» (1941) и «Физическое воспитание: к вопросу о предмете, принципах, средствах, методах и формах организации занятий физическими упражнениями» (1949). Формирование теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины. Создание учебника по предмету «Теория и методика физического воспитания». Содержание учебника, авторский коллектив. Интеграция и дифференциализация наук как направления формирования научного знания о физической культуре и спорте. Характер интеграции в области теории и методики физического воспитания. Этапы развития отечественной теории и методики физического воспитания. Направления научных исследований в сфере научного знания о физической культуре и спорте. Медико-биологическое направление. Работы В.В. Гориневского, В.Е. Игнатьева, М.В. Иващенко, И.М. Саркизова-Серазини, В.С. Фарфеля, А.А. Минха, Н.И. Волкова и др. Научное направление психологии спорта. Работы П.А. Рудика и А.Ц. Уни. Научное направление по биомеханике физических упражнений и спорта. Труды Н.А. Бернштейна, Д.Д. Донского, В.М. Зациорского, М.А. Годика, В.К. Бальсевича. Научное направление по истории физической культуры. Научное социологическое направление. Труды Г.И. Кукушкина, В.И. Столярова, О.А. Мильнштейна, Л.И. Лубышевой, И.М. Быховской. Организационно-управленческое и экономическое направление. Работы И.А. Петухова, А.А. Афанасьева, В.В. Кузина, М.Е. Кутепова, В.И. Жолдока и др. Формирование теории подготовки спортсменов. Труды Л.П. Матвеева, Ю.В. Верхошанского. В.Н. Платонова, Ю.Ф. Курамшина. В.П. Филина.  
  Тема 4. Формирование теории спорта и спортивной подготовки Формирование теории и методики подготовки спортсменов в различных видах спорта. Расширение предметной области теории и методики физического воспитания. Разработка концепции и частных теорий внутри дисциплины. Исследование феномена физической культуры и спорта как социокультурных явлений. Формирование обобщающей теории физической культуры. Философские, социологические, культурологические и антропологические аспекты теории физической культуры. Изменение парадигмы изучения спорта. Формирование теории соревнования и соревновательной деятельности. Зарождение новых научных дисциплин и исследовательских парадигм. Спортивная генетика, спортивная рекордология, философия спорта и др.  
  Раздел III. Методология научного исследования Тема 5. Методология научного исследования в теории и методике физической культуры Методология науки как учение и методах научного познания. Методы научного познания (методы чувственного познания, методы имперического познания, методы теоретического познания, методы метатеоретического познания). Виды методологии науки (отраслевая, уровневая методология, дисциплинарная). Концепция научной истины. Методологические предпосылки, методы и логика построения исследования в теории физической культуры.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: