Общая эпистемологическая концеп­циия истории как строгой науки. Пояснительная записка

ПРОГРАММА КУРСА

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ


Пояснительная записка

Пособие по курсу «Теория и методология истории» пред­назначено для высших учебных заведений, осуществляющих под­готовку по истории, и разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания основной программы подготовки специалистов по специальности «История».

Цель курса - дать системное представление о теории и ме­тодологии истории как науки о человеке, теоретических ос­нованиях возможности научного знания и системе методов его достижении, а также анализ эпистемологических оснований теории исторического процесса. В результате изучения курса студент должен понять эпистемологические основания истории как науки, знать основ­ные этапы развития теории и методологии истории в новое и но­вейшее время, изучить и знать ключевые идеи данной концепции и ее проблемные ситуации, он должен уметь применять эти зна­ния для самостоятельной творческой деятельности- от выбора проблемы до создания завершенного исследовательского труда в области истории как науки о человеке.

В основе программы – общая эпистемологическая концеп­циия истории как строгой науки, ориентированной на достиже­ние нового знания о человеке и обществе. Темы программы объединяет единство философского подхода к проблематике соотношения теории ис­торического процесса и теории исторического познания. Однако анализ эпистемологических оснований теории исторического про­цесса и эпистемологического основания теории и методологии ис­торического познания проводится по двум направлениям. Сохра­няя общефилософскую идею единства развития исторического процесса и формирования познания этого процесса, целесообраз­но рассматривать конкретные этапы развития философии истории как процесса и философии истории как познания раздельно. Это­му соответствуют раздел программы данного общего курса, раздел, посвященный истории эпи­стемологических концепций гуманитарного знания, акцентиру­ющий внимание на разработке проблем теории и методологии истории в русской исторической науке и философии.

Общая проблематика курса ставит в центр внимания антропо­логически ориентированную феноменологическую концепцию гуманитарного знания, соответствующую научную методологию его достижения. В центре внимания- вопрос о том, как эта фило­софская концепция (ставящая в основу источниковедческую фе­номенологию и методологию исторического построения) возник­ла, как она развивалась в динамике ХIХ-ХХ1 вв. и каковы ее глав­ные идеи, позиции и рекомендуемые для изучения и применения методы достижения точного знания средствами исторической на­уки.

Изучение курса должно дать знание того, как произошла смена методологических парадигм и соответственно изменялась образовательная модель профессионализма историка, как складывалось представление о профессионализме в научном сообществе, и как это представление влияло на преподавание истории в университе­тах и в средней школе. Студент должен знать, по каким классичес­ким трудам и современным дискуссионным материалам возмож­но проследить смену парадигм исторического профессионализма: от европейской линейной истории и монодисциплинарных мето­дологий позитивистской историзирующей истории; когда и в ка­ких формах происходит отказ от них, осмысливается несостоятельность данного подхода. Студент должен знать, почему и как конк­ретно реализовался поворот исторического сообщества к преодо­лению позитивистской ограниченности и к междисциплинарным мзаимодействиям в рамках становления «новой исторической на­уки» как науки о человеке. И, далее, необходимо знать основные тенденции проблематики исторического профессионализма в ус­ловиях влияния постмодернистской парадигмы, уметь выявлять и анализировать проблемные ситуации междисциплинарного ди­алога о путях развития и перспективах исторического познания. Необходимо знать и уметь творчески применять познавательные подходы и методологии, выработанные современными гуманитарными науками - исторической антропологией, исторической психологией, филологией, литературоведением, языкознанием, соот­нося эти методы со спецификой исторической проблематики, воз­можностями исторического знания, состоянием источников и лич­ностных предпочтений и ограничений историка.

Теория и методология истории – профессионально ориентированный курс. Воспитать в студенте-историке самостоятельное и продуктивное мышление, приучить его к сознательному отношению к исследовательскому материалу можно только на основе нового метода «изложения истории» - научно-критического. Рефлексивные дисциплины исторического профиля, курса, которые способствуют выработке исторического мышления, профессиональных навыков исторического исследования, в том числе данный курс, закладывают фундамент в понимание общеисторических проблем.

Главная цель курса теории и методологии истории – обеспечить не только понимание идей и перспектив развития познавательно­го процесса в исторической науке и знание его ключевых этапов к динамике ХIХ-ХХ1 вв., но достигнуть умения самостоятельно и творчески действовать в каждой из типологических ситуаций ис­торического изучения: от выбора проблемы и методологии источ­никоведения, к методологии исторического построения (синтеза) и к созданию исторического исследования, которое профессионально соответствует представлениям научного сообщества о научном труде, ориентированном на новое, системное и доказательное репрезентативное представление собственных научных достижении историка как профессионала. Обсуждение методологических проблем осуществляется в широком историографическом и конкретно-историческом контексте, фокусируясь вокруг двух центральных взаимосвязанных вопросах: что такое история и зачем она нужна.

Данный курс способствует сохранению основ классического исторического образования, внедрению в систему обучения ведущих дисциплинарных форм исторической рефлексии и вместе с тем отвечает современным потребностям в корен­ной переориентации традиционной образовательной модели профессионализма историка. В ходе изучения курса студент дол­жен достигнуть понимания того, что глобальный социальный кон­фликт новейшего времени оказал определяющее влияние на ситу­ацию в общегуманитарном знании в целом. Социальная реальность новейшего времени поставила науки о человеке перед необходи­мостью новых методологий ее системного осмысления. В контек­сте современных теоретико-познавательных дискуссий вполне логична и объяснима актуализация проблематики теории и мето­дологии истории. Данный курс теории и методологии истории от­вечает потребности в особом внимании к развитию особого корпу­са дисциплин, общим предметом которых является теория и метод исторической науки,- в ее становлении, развитии и особенно в современном состоянии и статусе. В современной науке прослеживается изменение статуса – ее институциональных связей с обществом и государством, ее социо­культурных и просветительских функций, систем информацион­ных международных и региональных взаимодействий, ее инфор­мационного пространства и форм обмена научной и педагогичес­кой информацией в условиях высоких технологий.

Основные проблемы теории и методологии истории рассмотрены в сравнительно-историческом освещении: концепции методологии истории в отечественной и западной науке; сравнительный подход позволяет показать специфику развития теории и методологии истории, ее соотнесенность с характером национальной ментальности.

Предмет курса. История как наука имеет целью достижение нового и точного знания о человеческом опыте, зафиксированном в ходе исторического процесса. Соответственно теория и методология ис­тории имеет своим предметом пути достижения такого знания, рассматривает его теоретико-эпистемологические основы, историю формирования научных методов, их современные критерии и об­ласти применения.

Задачи курса:

- дать знание о способах построения теорий исторического процесса, о взаимообусловленности методологии и теории истории;

- сформировать умение исследовать эпистемологические основания теории исторического процесса;

- дать знание о системе методов исторического познания, отве­чающее современным представлениям наук о человеке в его отно­шении к природе, обществу, государству и познанию. Основные проблемы методологии истории рассмотрены в курсе в сравнительно-историческом освещении: концепции методологии истории в отечественной и западной науке; сравнительный подход позволя­ет показать развитие методологии истории в новое и новейшее вре­мя, современные ее идеи;

-сформировать умение творчески применять принципы мето­дологии исторического исследования; выявлять эпистемологичес­кие корни современных познавательных парадигм, а также прово­дить эпистемологический анализ глобальных теорий историчес­кого процесса;

- выработать навык самостоятельной работы с литературой по проблемам эпистемологии гуманитарного знания, самостоятель­ного осмысления и интерпретации философского текста; реализа­ции системной методологии в исследовательской практике.

Для решения поставленных задач в курсе используются следу­ющие методы:

- анализ методологических и исторических работ;

- дискуссии по ключевым проблемам методологии истории;

-реферирование методологических и конкретно-исторических

трудов.

По окончании курса студент должен знать теоретические (эпи­стемологические) основы методов исторического исследования, их развитие в системе различных философских парадигм и современ­ные критерии и принципы применения в исторических исследо­ваниях.

Студент должен уметь анализировать теоретические и конкрет­но исторические труды с позиций их методологии, применять на­учные методологические критерии, уметь логично разъяснить при­меняемые им методы и обосновать их научность. Кроме того, в ходе изучения данной дисциплины у студентов формируется ряд компетенций, как общепрофессиональных, так и общенаучных, в том числе:

- умение отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе использования полученных знаний и уважительного отношения к ценностям других людей (коммуникативная компетенция);

- способность к самоанализу, анализу мотивов поведения, рефлексии (социально-психологическая); важность выработки этой компетенции прямо связана с одним из главных требований содержания образования – ориентации на обеспечении самоопределения личности;

- умение гармонично сочетать свои устремления с интересами других социальных групп, анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы коллектива (социально-личностная).

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена. Экзаменационные вопросы по курсу приведены в программе.

Пособие включает программу курса, учебно-тематический план, планы семинарских занятий и методические рекомендации к ним, задания для самостоятельной контролируемой работы, тематику рефератов, вопросы для контроля, списки источников, учебной, основной и дополнительной литературы.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ»

Наименование разделов и тем Количество часов
лекции семинарские заняти СКР
Раздел I. Онтологические и гносилологические проблемы методологии истории в научной мысли нового и новейшего времени Запада и России. Тема 1. Предмет истории как науки. Понятие методологии истории. Тема 2. Изучение методологических проблем в отечественной и зарубежной историографии (конец XVIII – начало ХХ вв.) Тема 3. Марксистская методология истории. Тема 4. Русская историческая школа. Тема 5. Революция в историографии: феномен школы «Анналов» Тема 6. Современная зарубежная историография: основные тенденции развития.      
Раздел II.Историк в науке и обществе: выбор проблемы и методы научного исследования. Тема 1. Методы научного исследования. Тема 2. Понятия и категории в научном познании. Тема 3. От проблемы к произведению. Историк и исторический факт. Тема 4. Структура и уровни исторического познания. Методология исторического синтеза. Тема 5. Роль источников в историческом познании. Методология источниковедения. Тема 6. Проблема исторической информации и математических методов в истории      
Итого:      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: