Мораль. Нравственность. Моральное сознание

Пожалуй, трудно найти более древнюю проблему, чем проблема сущности морали и нравственных принципов, морального долга и нравственного поведения. Вне научного дискурса, в нашей повседневной жизни понятия «мораль», «нравственность», «этика» мы используем как синонимы, не придавая особого значения нюансам смысла. В рамках же теоретического анализа эти понятия, как правило, разводятся, и каждое из них приобретает собственный смысл и специфику. Так, слово «мораль» имеет латинские корни и в переводе означает «нрав», «обычай». Слово «нравственность» по сути лишь русский аналог слова «мораль», которое можно найти в различных словарях уже с 1860 года. «Этика» имеет греческие корни: Аристотель образовал понятие «этический», обозначив им определенную группу человеческих добродетелей (качеств, относящихся к характеру человека), а науку, которая изучает эти качества, назвал «этикой».

Проблема возникновения морали, нравственных принципов всегда интересовала исследователей и до сих пор остается в фокусе изучения. С точки зрения христианской религии появление морали связано с сотворением человека Богом, а ее источником считаются каменные скрижали, переданные Моисею самим Богом, на которых и были начертаны десять нравственных заповедей. Объективный идеализм связывает возникновение нравственности с развитием абсолютной идеи, а материализм - с эволюционной теорией. Например, с точки зрения марксизма источником нравственности являются экономические отношения и поэтому люди, сознательно или бессознательно черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т.е. из экономических отношений, в которых совершаются производство и обмен.

Понятие морали, безусловно, претерпевало самые различные интерпретации в процессе исторического развития. Более того, сама мораль существенно зависела от тех культурно-исторических условий, в которых происходило становление того или иного общества. В настоящее время мораль определяют трояким образом:

1. Мораль как особое, неприродное отношение между индивидами, принадлежащее миру культуры, способ нормативной регуляции действий человека в обществе;

2. Мораль – отражение уровня личностного развития, совокупность добродетелей, составляющих совершенство человека;

3. Мораль – совокупность общезначимых норм, создающих универсальную связь между людьми и существующих в форме идеальных ориентиров и эталонов поведения людей. Это регулирующий элемент практических взаимоотношений между личными и общественными интересами, средство адаптации и ориентации человека в социальной действительности.

Отношения людей друг к другу, отношения личности и общества отражает моральное сознание, которое проявляется в форме чувств, норм, категорий и принципов. Моральное сознание рассматривают, как правило, как особый способ социальной регуляции, особенность которого заключена в противоречиво - напряженном соотношении сущего и должного. В моральном сознании, как отдельно форме сознания общественного, выделяют обыденный и теоретический уровни. Первый включает нравственные чувства и социально - психологические настроения. Второй – нравственные принципы и категории, нормы и идеалы, которые и являются компонентами аппарат этики как науки.

Нравственные чувства – это чувства любви и ненависти, удовлетворенности и неудовлетворенности, восторга и негодования, благоговения и презрения, стыда и бесстыдства и др., а социально - психологические настроения – это оптимизм или пессимизм, героизм или упадничество и др. Заметим, что нравственные чувства не есть продукт биологической эволюции человека. Их содержание формируется в процессе общественного развития. Нравственные чувства, как свои, так и чужие человек осознает, оценивает и анализирует, что, как известно, может порождать как слезы радости так и горя, как возбуждение и стресс так и умиротворение. Вот почему нравственным чувствам принадлежит значительная роль в становлении нравственного потенциала личности.

Теперь рассмотрим компоненты, которые выражают эмоциональную и практическую стороны морали. Речь идет о нравственных чувствах, которые представляют собой форму непосредственного отражения бытия людей и в тоже время находятся под влиянием разума (убеждения), а через него - идеалов и требований морали. Нравственные чувства обусловлены также коллективной психикой, законами социальной психологии. С другой стороны, общественная психика закрепляется и проявляется в обычаях и нравах, которые выражают устойчивые, традиционные отношения процесса бытия людей. А обычаи и нравы - это уже практическая мораль.

Моральная норма (как составляющая обозначенного выше теоретического уровня морального сознания) это некоторое требование, предъявляемое обществом к поведению личности, или наоборот, требования личности к общественным установлениям. Норма характеризует типичное нравственное значение поступка или поведения, и представляет собой синтез оценочно-духовного и практически-конкретного в морали. Моральные воззрения той или иной общности и вытекающие из них требования согласовываются, с индивидуальным нравственным сознанием. Начало всякой моральной регуляция это моральные знания, то есть информированность индивида о существующих нормах поведения. Именно с них и начинается осознание собственного отношения к другим людям и последующий выбор своего поведения. Следующий шаг состоит в переходе от знаний к убеждению, которое непосредственно определяет волю к действию. Соответствие внешнего требования и внутреннего побуждения является условием действительно морального действия, т.е. сознательного, добровольного, свободного выполнения морального долга.

Говоря о моральном сознании, следует указать на его ярко выраженный оценочный характер, без которого мораль теряет смысл. Идеалы и моральные требования являются основой для оценки и самооценки как индивидуальных, так и коллективных поступков. Идет фактически двоякий процесс проверки: поведение как единичный факт сверяется со всеобщей общепринятой нормой - идеалом, с моральными требованиями, так как они уже одобрены общественным мнением. С другой стороны, общепринятая норма оценивается и коррелируется, как бы извне. Именно поэтому идет процесс исторической корректировки, социально-культурной трансформации ставших общепринятыми норм и идеалов.

Моральное сознание есть основание, на котором человек вырабатывает нравственный идеал, который есть представление о всеобщей норме, образце человеческого поведения и отношений между людьми. Идеал – это особый формообразующий принцип человеческой деятельности, имеющий лишь ему одному присущую природу. Идеал – это привлекающая перспектива. То к чему стремится человек, то на что он надеется и во что верит. С прагматической точки зрения идеал есть высшая цель деятельности, которая и обусловливает средства для ее достижения. Такая его особая природа часто позволяет выступать идеалу в качестве мерила или критерия жизни (идеалы религиозные или коммунистические). Различным периодам человеческой истории было присуще и различное понимание и отношение к происходящим вокруг событиям более того, разные социальные группы часто имели и имеют принципиально не совместимые представления о нравственном идеале. Последний же является оценочным суждением, но известно, что для оценки необходим прежде всего объективный критерий, выработка которого, как известно всегда представляла большую трудность.

Следует также отметить, что моральное сознание часто бывает в определенной степени идеологически ориентировано. Причина этого в том, что, люди живут, как правило, отдельными общностями, каждая из которых, находясь в конкретно - исторических связях и отношениях с другими общностями, имеет свои «кровные» интересы. Она их утверждает и отстаивает всеми доступными ей средствами. Осознанное выражение этих интересов осуществляется в идеологии, и каждая общность защищает собственные интересы.

Отметим также, что при рассмотрении морали нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять практическую и теоретическую мораль. Они существуют не как особые самостоятельные области, а как взаимосвязанные стороны, моменты нравственных отношений.

И в завершении данного параграфа обозначим принципиальную разницу между понятиями мораль и нравственность, которая сложилась к настоящему времени. Мораль - это сфера индивидуального и общественного сознания, включающая в себя чувства, нормы, правила, идеалы, которыми люди руководствуются в общении друг с другом. Нравственность - это система реальных объективированных отношений в поступках и поведении людей. Человек, осуществляющий выбор поведения, так или иначе, затрагивает интересы окружающих его людей, которые отвечают на это либо оценками, либо действиями - поступками. Во взаимоотношениях люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, фиксируемые сознанием долга, ответственности, совести. Мораль - это то сознание людей, которое определяет нравственное поведение, а нравственность - то, как они на самом деле поступают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: