Моральная культура — сторона, аспект культуры в целом, понимаемая как созданный людьми мир предметных и духовных явлений, в которых воплощены человеческие сущностные силы, развитие человеческих родовых способностей и возможностей в освоении мира, в самоопределении человека в мире, производстве человека как живого существа и социального субъекта.
Культура — это результат, условия и процесс становления человека как родового существа. Она включает: а) уже созданные предметы и духовные ценности; б) способы производства и освоения духовного и предметного мира; в) субъектов и носителей культуры с их способностями жить в культуре, наследовать и обновлять ее.
Моральная культура составляет «срез» культуры в целом, всех ее сторон и проявлений, предлагая нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам своей жизнедеятельности. Но она не только сторона культуры, но ее ценностная основа.
Моральную культуру можно определить как достигнутый обществом и индивидами уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, ориентации отношения к человеку как цели и самоценности.
|
|
Моральная культура — явление целостное, системное, многоуровневое. В ней сплетены культура общества и индивидов, культура морального сознания и поведения.
Моральное сознание как явление культуры воплощается в разумно обоснованных нормах и ценностях, в прозрачности их содержания, значительной вариативности и терпимости одобряемых образов жизни, облика личности и моральных решений. Общей основой различных проявлений морального сознания являются мировоззренческие идеи о сущности человека, его назначении и месте в мире.
Культура морального сознания не тождественна рациональной стороне сознания, но включает и моральные чувства — их богатство, социально содержательную разумную выверенность; моральные убеждения как сплав знания, оценки, веры в общечеловеческую значимость принятых человеком духовных моральных феноменов.
Моральное сознание индивидов культурно при условия широты и глубины знаний о морали: ее содержании, критериях объективности, насыщенности личного сознания теоретическими истинами. Такое сознание способно мыслить о действительности с точки зрения морали, позитивной значимости социальных условий для свободного, творческого самоосуществления индивидов.
Личностное моральное сознание обнаруживает свою культурность в способности принимать решения и действовать в конкретных ситуациях, самостоятельно расшифровывать обобщенно выраженные требования.
|
|
Моральная культура личности обнаруживается так же, как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости, достоинства человека и конкретизирующим понятия нормам; соответствие средства мотиву, предвидение ценности результата, ответственности за последствия.
Моральная культура личности как ее деятельная способность может существовать на различных уровнях: низший уровень — -это ориентация индивида на восприятие моральной культуры через подражание и внушение, воспроизведение общепринятого содержания поступков по привычке, автоматически.
Второй уровень моральной культуры — это реализация моральных предписаний и ценностей, детерминированная общественным мнением, соревнованием, чувствами гордости и стыда, страхом перед осуждением и позором.
Только третий уровень морального развития личности — уровень саморегуляции, опоры на совесть и моральные потребности — являются показателем собственно моральной культуры.
Моральная культура личности воплощается в отношениях ее с другими людьми, когда личность руководствуется общечеловечески значимой системой понятий, ценностей и норм.
Моральная культура общества определяется моральной культурой индивидов, тем, насколько велика масса окультуренных индивидов. Моральная культура индивидов оказывает воздействие на всю сферу социальных отношений, стимулируя их воспроизводство либо ставя вопрос о необходимости их изменения в случае несоответствия моральным критериям.
Моральная культура общества тем развитее, тем гуманнее, чем более адекватно в ней выражена потребность в очеловечивании, гуманизации общественной системы в целом, составляющей культурное пространство бытия человека.
Ее важнейший показатель — то, насколько индивид, действующий в соответствии с моральными критериями, может в то же время эффективно действовать в плане достижения практических, прагматических целей.