Содержание тем дисциплины

№ п/п Наименование темы Содержание темы
Модуль 1. Роль этики в профессиональной деятельности
  Введение. Роль профессиональной этики в совершенствовании и развитии общества на принципах гуманизма, свободы и демократии Понятия профессиональной этики: этика, мораль, нравственность, этикет. Их значение для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики. Общественная мораль и трудовая этика: сопоставление понятий. Коллективистская мораль и социалистическая этика. Профессиональная этика как раздел этики. Профессиональная этика, содержание и форма морали, эмоциональное и рациональное в морали. Золотое правило нравственности. Функции морали. Взаимосвязь понятий этика и этикет: моральные принципы, моральные нормы, правила поведения. Понятие профессии в контексте категорий профессиональной морали и нравственной оценки. Онтологические и деонтологические основы жизни современного человека: технологические, гедонистические и психологические аспекты. Понятия «добро» и «зло», критерии различения нравственного и безнравственного. Проблемы добра и зла в межличностных отношениях. Примирение с личным злом, с тенью (Э. Нойман). Принцип благоговения перед жизнью (А.Швейцер) как критерий добра.
  Экологическая и медицинская этика Медицинская этика: добро и зло, здоровье и болезнь,акценты и приоритеты. Профилактика ятрогений как функция медицинской этики. Клятва Гиппократа. Клятва Маймонида. Моральная и юридическая свобода в медицине: право на риск. Моральная ответственность и профессиональная ошибка. Моральный выбор: проблема цели и средства в медицинской практике. Международные декларации и кодексы, определяющие этические нормы поведения врачей. Кодекс врачебной этики Российской Федерации. Биоэтика. Четыре принципа биоэтики (этика принципов). Этические комитеты в России. Описание структуры деятельности профессионала в здравоохранении и экологии с позиций этики (этико-психологический портрет профессионала в здравоохранении и экологии).
  Организационная этика Профессиональная этика: история ее формирования. Объект, субъект и функции профессиональной этики. Этика и ценности трудовых отношений. Этика бизнеса, хозяйственная этика, экономическая этика, этика успеха. Роль профессиональных этических кодексов в соблюдении этики на рабочем месте. Всеобщие этические принципы делового поведения. Декларацию Ко «Принципы бизнеса». Этика взаимоотношений организации с покупателями. Этика взаимоотношений организации с персоналом. Кодекс этики российского предпринимателя (Двенадцать принципов ведения дела в России, 2000). Проблемы организационной микроэтики: власть и подчинение; служебные разоблачения; проблемы работающих женщин; социальный капитал и выгодные связи; проблемы социальной ответственности. Описание структуры деятельности профессионала в организациях с позиций этики (этико-психологический портрет профессионала в организациях).
Модуль 2. Профессиональная этика психолога
  Этические проблемы психологической практики Объективные причины этических проблем психологической практики. Личность психолога как источник этических проблем. Пять «соблазнов» в работе практического психолога, грозящих нарушить этические принципы (Н.С.Пряжников). Большая и малая этика в работе психолога. Этика психологических исследований. Виды этических проблем в работе психолога: проблемы взаимодействия психологов между собой, проблемы поведения психологов по отношению к клиентам и проблемы поведения клиентов по отношению к психологам. Уровни этической регуляции поведения: решение моральной дилеммы, соблюдение этических правил, этикет. Формирование профессиональной этики будущих психологов как один из путей развития их профессиональной идентичности. Трехуровневая система формирования профессиональной этики у психологов: знание этических принципов и норм; анализ ситуаций профессиональной деятельности психолога, содержащих моральную дилемму; рефлексия моральных дилемм в личном опыте взаимодействия. Описание структуры деятельности практического психолога с позиций этики (этико-психологический портрет практического психолога).
  Этические принципы и нормы психологической практики Общие принципы этического кодекса. Компетентность. Честность. Профессиональная и научная ответственность. Уважение к правам и достоинству людей. Забота о благополучии других людей. Социальная ответственность. Компетентность в использовании техник в тренинге. Предоставление информации об используемых техниках. Этика использования аудио- и видеозаписей. Этические аспекты оплаты услуг психолога-консультанта. Этические аспекты прекращения консультирования. Этика и двойные отношения с клиентом. Этика психологических исследований. Согласие, основанное на полной осведомленности. Проведение исследований с детьми и психиатрическими больными. Проведение исследований с людьми, ограниченными в свободе выбора. Проблемы неприкосновенности частной жизни при сборе информации. Этика психологических экспериментов. Этика в работе психоаналитика. Работа с психологами, которые подозреваются в неэтичных действиях.
  Этические нормы в работе психолога с детьми и людьми с ограниченными возможностями Этический кодекс психолога службы практической психологии образования России: Принцип конфиденциальности. Принцип компетентности. Принцип ответственности. Принцип этической и юридической правомочности. Принцип квалификационной пропаганды психологии. Принцип благополучия клиента. Принцип профессиональной кооперации. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. Нарушения прав ребенка при тестировании в целях отбора, при бесконтрольном распространении психологических тренингов, психотерапевтических методов; при осуществлении психологического сопровождения ребенка без согласия его родителей или лиц, их заменяющих, а также его самого; при разглашении полученной в ходе диагностической и консультационной работы конфиденциальной информации. Этические проблемы, возникающие при консультировании пожилых людей, при мультикультуральном консультировании, при работе с инвалидами.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: