Основное содержание работы. Во введении обоснована актуальность темы исследования, охарактеризован научный аппарат: цель, объект

Во введении обоснована актуальность темы исследования, охарактеризован научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена методологическая и экспериментальная база исследования; раскрыты его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представлены положения, выносимые на защиту, обозначены этапы; приведены данные об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы поддержки профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации» представлен теоретический анализ проблемы поддержки профессиональных инициатив педагога в процессе ПК, уточнено понятие «профессиональная инициатива педагога», определены личностно-психологический, экзистенциальный, акмеологический аспекты инициатив, произведена их классификация; определена специфика направленности инициативы, обусловленная контекстными профессиональными затруднениями и проблемами педагога; теоретически обоснована и разработана модель поддержки профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации.

Проведенное исследование тенденций развития дополнительного профессионального педагогического образования позволило сделать вывод о происходящем переопределении задач и функций ПК на современном этапе. Значимым становится не только и не столько обеспечение функционирования педагогических кадров (достраивание профессионализма, оснащение его средствами в соответствии с достигнутым уровнем), но и поддержка их развития (освоение и насыщение современных наукоемких технологий педагогическими средствами; поддержка становления нового качества профессионализма).

Анализ проблемы поддержки личностно- профессионального развития педагога в процессе ПК дал возможность вычленить совокупность теоретических основ (положения экзистенциальной философии и психологии, психологии личности и деятельности, акмеологии), определяющих концепцию исследования. Понимание важности экзистенции бытия и процесса самоактуализации предполагает ориентацию педагогической теории и практики на создание соответствующих условий для организации субъектного опыта, имеющего личностный смысл. Отмечено, что поддержка профессиональных инициатив, как специфически сконструированное условие, способна оказать резонирующее влияние на внутриличностную систему профессионального потенциала педагога.

Анализ исследований и практики образования показал, что использование понятия «поддержка» имеет давние зарубежные традиции («pedagogical support» - К. Валстром, К. Маклафлин, П. Зваал, Д. Романо). Введенное в педагогику О.С. Газманом и Н.Б. Крыловой (1995), оно используется широко, неоднозначно, имеет различные сферы применения в контексте образования детей и взрослых. В педагогической науке и практике постдипломного образования уже ставился и решался вопрос о социально-поддерживающей деятельности ИПК (Л.А. Выговский), об актуализации социально-педагогических инициатив специалистов профессиональной школы (А.В. Гришин), об организации специальной системы поддержки личностно- профессионального саморазвития педагогов в их практической деятельности (Б.Е. Фишман) как эффективного средства группового, командного, коллективного саморазвития, которое с неизбежностью влечет за собой саморазвитие индивидуальное.

Однако возникающие в системе образования профессиональные инициативы педагога не рассматривались как результат процесса ПК, поддержка профессиональной инициативы педагога в науке не являлась предметом специального рассмотрения, в практике системы повышения квалификации их поддержка только начинает осуществляться (Г.Н. Прозументова). _Toc118506353

Вместе с тем существующие представления о закономерностях личностно- профессионального развития в процессе профессионализации педагога, о его профессиональной активности и самореализации дают основания сделать вывод о необходимости педагогического обеспечения поддержки профессиональной инициативы педагога в повышении квалификации. Это педагогическое обеспечение может рассматриваться как внешние условия, детерминирующие самоизменения, которые проявляются в целенаправленной выработке педагогом у себя качеств, в совокупности определяемых как готовность к инициативному совершенствованию и преобразованию профессиональной деятельности и самого себя, к реализации инициативы, свидетельствующей о проявлении субъектности педагога в его профессионально -личностном бытии и развитии.

В работе рассмотрены способы реализации в профессии: а) педагогическая деятельность в рамках профессиональных норм, которая осуществляется кроме позитивных и в негативных вариантах, к которым можно отнести функциональную редукцию, шаблонирование деятельности и поведения, имитацию деятельности, профессиональное истощение; б) актуализация потенциала профессионализма в форме профессионального развития и самореализации педагога в инициативе. Основаниями для их рассмотрения явились: теоретические представления о самореализации как воплощении личности и сознания в поведении (деятельности), т.е. как о процессе достижения практических результатов за счет реализации целей, обеспечиваемых уровнем развития; закономерности личностно- профессионального развития педагогов, описанные в литературе; особенности субъектной позиции педагога, связанные с «объектной» составляющей его профессиональной жизни.

Среди способов реализации в профессии выявлена и инициатива. Согласно выводам исследователей (В.И. Кондрух, Г.Н. Прозументова, Л.Н. Горбунова и др.), это побуждение к реализации субъективно или объективно новых видов и форм деятельности, имеющее внутреннюю и внешнюю детерминацию и выражающееся в самостоятельном ответственно принятом решении и в его исполнении в каком-либо действии, поступке, конкретном деле. В работе сформулировано рабочее определение, уточняющее понятие профессиональной инициативы педагога, рассматриваемой в различных контекстах. Профессиональная инициатива - качественная характеристика личности, отражающая уровень профессионализма и личный опыт педагога. Она рассматривается как способ реализации его актуальных профессиональных потребностей, творческой самореализации в целом, а также как профессионально значимый результат активности, направленной на изменение какого-либо из компонентов педагогической системы (целей, установок, содержания, методов обучения, образовательных технологий, системы отношений, оценочных процедур и пр.). Инициатива может выступать как способ самоутверждения, самовыражения, самоактуализации педагога в процессе самореализации и восхождения к профессиональному акме, а также как показатель его личностно- профессионального развития.

Изучение разнообразных профессиональных педагогических инициатив позволило систематизировать их на три класса в зависимости от степени выраженности детерминации. К первому классу отнесены инициативы с более ярко выраженной внутренней, субъективной детерминацией. Ко второму - инициативы, имеющие более выраженную внешнюю, объективную детерминацию, стимулирующую и регламентирующую их проявления. К третьему классу отнесены инициативы со смешанной детерминацией, различающиеся по способу осуществления и уровню педагогического творчества.

Анализ научной литературы и практики образования позволил выявить в профессиональной инициативе педагога как результате личностно- профессионального развития несколько значимых аспектов и сформулировать их: индивидуально-личностный, экзистенциальный, акмеологический.

Индивидуально-личностный аспект профессиональной инициативы педагога направлен на решение следующих задач: самопознание, формирование механизмов рефлексии, саморегуляции, эмоционально-волевой зрелости и устойчивости личности как ответственного субъекта; обеспечение согласования виртуального пространства педагога и сферы объективной реальности; поддержание своего психологического здоровья за счет реализации потенциала; предпочтение преобразующего взаимодействия изменяющему воздействию в позитивном целенаправленном влиянии на других; раскрытие аутентичности; самоопределение в профессиональной ситуации.

Экзистенциальному аспекту инициативы соответствуют задачи придания непреходящего смысла профессиональному бытию, развития чувствительности к проблемам; достижения экзистенциальной зрелости, экзистенциального чутья в решении специфических вопросов жизнедеятельности личности профессионала; коррекции профессиональных моделей мира и профессионального мировоззрения, развития реалистичности и плюралистичности; формирования собственной профессиональной интерпретационной зрелости; инициации профессионального диалога по законам коммуникативного со-бытия, коррекции черт личности, препятствующих диалогу.

Акмеологическому аспекту инициативы соответствуют задачи развития (интериоризации) профессиональных знаний, актуализации (экстериоризации) профессиональных способностей, совершенствования деятельности (коррекции экстериоризации).

Направленная на обеспечение более эффективной профессиональной деятельности и сопряженная с закономерностями личностно- профессионального развития, профессиональная инициатива педагога является проекцией характеристик, которые сформированы на определенном этапе профессионализации. В процессе профессионализации у педагога обнаруживаются трудности и барьеры, мешающие качественной профессиональной деятельности. Они переживаются большинством педагогов и отражают закономерности этого процесса. Их возникновение обусловлено влиянием объективных факторов профессиогенеза, а также субъективными составляющими процесса профессионализации - включенностью педагога в преодоление трудностей и его стремлением к развитию.

Затруднения (объективные, субъективные или смешанные переживания педагога) проявляются в различных контекстах, среди которых, опираясь на основные идеи контекстного подхода, были выделены: контекст теоретических установок (затруднения вызываются сложностью овладения теоретическими сведениями), контекст ценностей и смыслов ( затруднения переживаются как необходимость изменения направленности, идеалов, мотивов профессиональной педагогической деятельности), операциональный контекст (недостаток или отсутствие опыта применения средств, методов, способов, приемов обучения и воспитания, что особенно ярко проявляется в ходе инноваций), индивидуально-психологический/экзистенциальный контекст (педагог, находящийся на определенном этапе личностно- профессионального развития и являющийся рефлексирующим субъектом, испытывает необходимость в коррекции своих личностных качеств, в раскрытии креативных возможностей для «строительства» самого себя, своего общения и, в целом, своей жизни).

Таким образом, контекстным является затруднение педагога, вызванное объективными и субъективными факторами профессионализации и переживаемое как неудовлетворенность собой и невозможность эффективно действовать в конкретной профессиональной ситуации. Направленность инициативы обусловлена контекстными затруднениями и проблемами педагога, разрешение которых позволяет констатировать шаг продвижения, акт личностно- профессионального развития.

Структурно модель поддержки профессиональной инициативы в процессе ПК, создающей объективные и субъективные условия для личностно- профессионального развития педагогов, включает цели, принципы, функции, содержание и средства поддержки, критерии эффективности (табл. 1).

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: