Заключение. На основании исследования теоретических аспектов проблемы психологической роли мужчины-отца в семье были сформулированы выводы

На основании исследования теоретических аспектов проблемы психологической роли мужчины-отца в семье были сформулированы выводы.

Проведя теоретическое исследование проблемы психологической роли мужчины-отца в семье, мы пришли к выводу, что отцовство определяется в психологии как свойство личности, система психических и поведенческих явлений, эмоциональные и оценочные знания, один из этапов психологического развития личности. Отцовство исполняет такие функции как защитная, презентативная, ментальная и социализирующая и проявляется отношении мужчины к своему родительству, своей роли отца и к своему ребёнку. Последнее по сути является педагогической установкой по отношению к детям на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях личности.

Социальная роль отцовства охватывает выполнение мужчиной ряда социальных функций, которые во многом и зависят от его статуса, позиции в обществе, межличностных отношений мужчины выполняя функции обеспечения, защиты, воспитания. Отцовство формируется в процессе внутреннего овладения мужчиной отношения мужчины к себе, своему отцовству, самооценки себя в роли отца. Факторами протекания этого процесса являются уже сформированное отношение мужчины к своей роли отца на более ранних этапах развития личности, характер отношений с супругой, уровень включенности мужчины в процесс воспитания, взаимоотношения с родителями, и его возраст.

Выполняя роль отца, мужчина оказывает дисциплинирующее воздействие в процессе воспитании, посредническое воздействие в ходе социализации своего ребенка, влияет на процесс половой идентификации и интеллектуальное развитие через передачу знаний.

Эмпирическое исследование среди мужчин-отцов и их детей старшего дошкольного возраста, организованное на базе МБДОУ «Д/с «Рябинка» пос. ж/д ст. Калейкино, проводилось с помощью тестов «Сознательное родительство», «Шкала явной тревожности CMAS» и «Лесенка».

Диагностика по методике «Сознательное родительство» позволила диагностировать высокий уровень принятия родительской роли у 7 человек (35%), средний уровень с тенденцией к высокому у 3 человека (35%), средний уровень с тенденцией к низкому у 4 человека (20%), низкий уровень у 6 (30%).

Проведение методики «Шкала явной тревожности CMAS» показало, что низкий уровень явной тревожности имеют 5 детей (25%), средний уровень -5 (25%), высокий уровень – 8 (40%), очень высокий уровень -2 ребенка (10%).

Диагностика по методике «Лесенка» показала, что адекватную самооценку имеют 7 детей (35%), завышенную самооценку – 3 ребенка (15%), заниженную самооценку - 10 детей (50%).

Анализ показателей уровня принятия родительской роли у отцов, показал, что среди них выделяются две группы испытуемых: I группа - отцы имеющие высокий и средний уровни принятия родительской роли с тенденцией к высокому; II группа - отцы имеющие средний уровень принятия родительской роли с тенденцией к низкому и низкий уровни. Сравнив показатели явной тревожности и уровня самооценки детей мужчин двух групп было установлено, что среди детей отцов с высоким и средним имеющим тенденцию к высокому уровнями принятия своей родительской роли, большинство имеют такие личностные особенности как низкий и средний уровень тревожности и адекватную самооценку. Также было установлено, что среди детей отцов, не принимающих отцовству роль большинство имеют высокий и очень высокий уровни тревожности и завышенную самооценку.

На основании анализа и сравнения количественных данных исследования можно говорить о том, что подтвердилась гипотеза исследования: отношение мужчин к отцовской роли влияет на развитие личностных особенностей (тревожности и самооценки) у их детей в семье.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер, А. Наука жить [Текст] / А. Адлер. - М: ВЛАДОС, 2007. - 82 с.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Наука, 2008. - 464 с.

3. Борисенко, Ю. В. Проблема отцовства в современном обществе [Текст] / Ю.В. Борисенко // Вопросы психоло­гии, 2009, № 3. - С. 122-123.

4. Гельборн, Э. Эмоции и эмоциональные расстройства у детей [Текст] / Э. Гельборн. - М.: Научная книга, 2010. – 118 с.

5. Гозман, Л. Я. Психологические проблемы семьи [Текст] / Л.Я. Гозман // Вопросы психоло­гии, 2010, № 2. - С. 186-187.

6. Григорьева, М. Ю. Проблема отцовства современной семье [Текст] / М. Ю. Григорьева. – М.: АРКТИ, 2010. – 152 с.

7. Гурко, Т. А. Сфера родительства у современных мужчин [Текст] / Т.А. Гурко // Вопросы психоло­гии, 2010, № 1. - С. 53-54.

8. Гурко, Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях [Текст] / Т.А. Гурко // Вопросы психоло­гии, 2010, № 2. - С. 46-47.

9. Дементьева, И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье [Текст] / И.Ф. Дементьева // Школьный психолог, 2011, № 11, - С. 15-16.

10. Евсеенкова, Ю. В. Отцовство как социально-психологический фено­мен на рубеже тысячелетий [Текст] / Ю.В. Евсеенкова // Философия образования, 2013, № 8. - С. 160-161.

11. Казарян, М. Ю. Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях [Текст] / М.Ю. Казарян // Школьный психолог, 2010, № 5, - С. 12-13.

12. Ковалев, В. С. Психология современной семьи [Текст] / В.С. Ковалев. - М.: Проспект - М, 2008. – 196 с.

13. Кон, И. С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире [Текст] / И.С. Кон. – СПб.: Питер, 2007. – 224 с.

14. Коркина, Н. А. Отцовство в современной семье [Текст] / Н.А. Коркина // Семейная психология и семейная терапия, 2003, № 4. - С. 48-49.

15. Кочубей, Б. И. Без отца… [Текст] / Б.И. Кочубей // Семья и школа, 2010. - № 6. – С. 23-24.

16. Кочубей, Б. И. Зачем нужен папа? [Текст] / Б.И. Кочубей // Семья и школа, 2009. - № 4. – С. 30-31.

17. Кочубей Б. И. Ответственная должность [Текст] / Б.И. Кочубей // Семья и школа, 2010. - № 6. – С. 72-73.

18. Кочубей Б.И. Под отцовским крылом [Текст] / Б.И. Кочубей // Семья и школа, 2011. - № 10. – С. 11-12.

19. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2011. - 992 с.

20. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание подрастающего поколения [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Приор, 2008. - 139 с.

21. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2006. – 360 с.

22. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Изд-во Инсти­тута психотерапии, 2013. - 319 с.

23. Олифирович, Н. И. Семейные кризисы: феминологая, диагностика, психологическая помощь [Текст] / Н.И. Олифирович. - М. - Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2009. - 356 с.

24. Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды [Текст] / Г. Олпорт. - М.: Смысл, 2012. - 462 с.

25. Прокофьева, Л. М. Отцы и их дети после развода [Текст] / Л.М. Прокофьева // Школьный психолог, 2008, № 3, - С. 81-82.

26. Прихожан А.М. Воспитывать семьянина [Текст] / Б.Р. Псаенко. - М.: Эксмо, 2013. – 163 с.

27. Соколова, В. Н. Отцы и дети в меняющемся мире [Текст] / В.Н. Соколова. - М.: Речь, 2011. - 223 с.

28. Фрейд, З. Фрейд 3. Эротика. Психоанализ и учение о характерах [Текст] / З. Фрейд. - СПб.: Питер, 2010. – 384 с.

29. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Эслан, 2009. - 369 с.

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: