Организация и проведение эмпирического исследования

Цель исследования: изучить влияние отношения к роли отца у мужчин в семье на личностные особенности детей (уровень явной тревожности и самооценки).

Предмет исследования: психологическая роль мужчины-отца в семье.

Объект исследования: личностные особенности отцов и их детей.

З адачи исследования:

1) подобрать методики исследования;

2) провести диагностику по выбранным методикам;

3) проанализировать полученные результаты;

4) сделать обобщения и выводы.

Методы исследования:

1) тестирование;

2) опрос.

Методики исследования:

1) тест «Сознательное родительство», разработанный Р.В. Овчаровой [22.C.235] и направленный на диагностику родительских установок отцов;

2) опросник «Шкала явной тревожности CMAS», адаптация А.М. Прихожан [26.C.78] для диагнстики уровня тревожности у детей от 6 лет;

3) тест «Лесенка» (автор В.Н. Соколова) [27.C.235], для выявления уровня самооценки детей от 6 лет.

Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста, 20 отцов данных детей в возрасте от 26 до 30 лет. Всего 40 человек.

База исследования МБДОУ «Д/с «Рябинка» пос. ж/д ст. Калейкино.

Первый этап включал проведение тестирования отцов с помощью методики «Сознательное родительство», разработанный Р.В. Овчаровой [22.C.235].

Цель: диагностика уровня принятия родительской роли у отцов (Приложение 1). После краткой инструкции испытуемым предлагалось ответить на вопросы с помощью данных в тесте вариантов ответов. Затем проводилась обработка результатов в соответствии с «ключом» к тесту. В результате тестирования оценивались следующие шкалы сознательного родительства у отцов:

1) родительские позиции;

2) родительские чувства;

3) родительская ответственность;

4) родительские установки и ожидания;

5) семейные ценности;

6) стиль семейного воспитания;

7) родительское отношение.

По каждой шкале подсчитывалось набранное количество баллов:

высокий уровень - от 240 до 193 баллов;

средний уровень с тенденцией к высокому - 192-144 баллов;

средний уровень с тенденцией к высокому - 143 - 96 баллов;

низкий уровень - от 95 до 48 баллов.

Второй этап заключался в проведении опроса детей с помощью методики «Шкала явной тревожности CMAS» (Приложение 2).

Цель: определить уровень явной тревожности как относительно устойчивого образования у детей. В процессе диагностики каждому ребенку в индивидуальном порядке предлагалось ответить на 53 вопроса. Затем, подсчитываются данные по контрольной шкале - субшкале «социальной желательности» и баллы по субшкале тревожности. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки использовалась стандартная десятка (баллы). Для этого полученные данные сопоставлялись с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности каждого испытуемого. Тестовый материал к методике показан в приложении (Приложение 2). В результате проведения методики определялись следующие уровни явной тревожности детей:

низкий уровень - 1-2 балла;

средний уровень - 3-6 баллов;

высокий уровень - 7-8 баллов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: