Цель исследования: изучить влияние отношения к роли отца у мужчин в семье на личностные особенности детей (уровень явной тревожности и самооценки).
Предмет исследования: психологическая роль мужчины-отца в семье.
Объект исследования: личностные особенности отцов и их детей.
З адачи исследования:
1) подобрать методики исследования;
2) провести диагностику по выбранным методикам;
3) проанализировать полученные результаты;
4) сделать обобщения и выводы.
Методы исследования:
1) тестирование;
2) опрос.
Методики исследования:
1) тест «Сознательное родительство», разработанный Р.В. Овчаровой [22.C.235] и направленный на диагностику родительских установок отцов;
2) опросник «Шкала явной тревожности CMAS», адаптация А.М. Прихожан [26.C.78] для диагнстики уровня тревожности у детей от 6 лет;
3) тест «Лесенка» (автор В.Н. Соколова) [27.C.235], для выявления уровня самооценки детей от 6 лет.
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста, 20 отцов данных детей в возрасте от 26 до 30 лет. Всего 40 человек.
|
|
База исследования МБДОУ «Д/с «Рябинка» пос. ж/д ст. Калейкино.
Первый этап включал проведение тестирования отцов с помощью методики «Сознательное родительство», разработанный Р.В. Овчаровой [22.C.235].
Цель: диагностика уровня принятия родительской роли у отцов (Приложение 1). После краткой инструкции испытуемым предлагалось ответить на вопросы с помощью данных в тесте вариантов ответов. Затем проводилась обработка результатов в соответствии с «ключом» к тесту. В результате тестирования оценивались следующие шкалы сознательного родительства у отцов:
1) родительские позиции;
2) родительские чувства;
3) родительская ответственность;
4) родительские установки и ожидания;
5) семейные ценности;
6) стиль семейного воспитания;
7) родительское отношение.
По каждой шкале подсчитывалось набранное количество баллов:
высокий уровень - от 240 до 193 баллов;
средний уровень с тенденцией к высокому - 192-144 баллов;
средний уровень с тенденцией к высокому - 143 - 96 баллов;
низкий уровень - от 95 до 48 баллов.
Второй этап заключался в проведении опроса детей с помощью методики «Шкала явной тревожности CMAS» (Приложение 2).
Цель: определить уровень явной тревожности как относительно устойчивого образования у детей. В процессе диагностики каждому ребенку в индивидуальном порядке предлагалось ответить на 53 вопроса. Затем, подсчитываются данные по контрольной шкале - субшкале «социальной желательности» и баллы по субшкале тревожности. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки использовалась стандартная десятка (баллы). Для этого полученные данные сопоставлялись с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности каждого испытуемого. Тестовый материал к методике показан в приложении (Приложение 2). В результате проведения методики определялись следующие уровни явной тревожности детей:
|
|
низкий уровень - 1-2 балла;
средний уровень - 3-6 баллов;
высокий уровень - 7-8 баллов;