Цель исследования. Методология

Настоящая работа посвящена построению профиля идеального Президента России на основе анализа системы категорий, в которых массовое сознание осваивает данный концепт. Категориальный профиль будет рассмотрен как отражение в языке ценностей, установок и ожиданий российских граждан в отношении фигуры лидера, главы государства, Президента.

Традиция исследования социальной категоризации была заложена в 50-х годах XX века одними из основателей когнитивной психологии Дж. Брунером и У. Найссером. По Брунеру, категоризация представляет собой необходимый этап познания на переходе от восприятия к мышлению.104 Каждый объект, будь то элемент эмпирической реальности, или, в данном случае, ментальный образ, в восприятии индивида сопряжен с некоторым уже имеющимся знанием о нем, которое выступает как основание категоризации, «гипотеза» в терминологии Брунера. Во многом аналогичное брунеровской «гипотезе» понятие было предложено Найссером. «Когнитивная схема» интегрирует предшествующий опыт индивида, его знания и навыки и выполняет функцию предвосхищения событий во внешнем мире, организует поведенческую готовность субъекта. Важно, что схема всегда коренится в том опыте культуры, которому причастен субъект познания.105

Представляется допустимым принять в качестве языкового аналога «гипотезы» и «схемы» систему категорий (лексических единиц), иерархических организованных в соответствии с частотностью употребления и сложностью (наполненностью их семантического поля) — собственно категориальный профиль. Для такого сложного концепта как Президент России, анализируемого в перспективе группового (массового) сознания, можно предположить наличие целого ряда схем, различных по генезису и разнонаправленных в плане поведенческих реакций.

В качестве эмпирической основы исследования были использованы результаты опроса Фонда «Общественное мнение» на тему «Президент России».106 Исходную базу составили около двух тысяч высказываний респондентов, репрезентативных для населения России в целом. Структура высказываний отличалась высоким разнообразием, варьируясь от упоминания единичной категории до приведения системы иерархически соподчиненных категорий, которые сопровождались соответствующими атрибутами и характеристиками.

Высказывания респондентов были подвергнуты процедуре контент-анализа с выделением в качестве категорий анализа существительных единственного числа мужского и женского рода («категории», представляющие различные наименования Президента). Отдельные словоформы рассматривались как единицы анализа, единицей счета было упоминание каждой словоформы в базе, количество упоминаний измерялось натуральным рядом чисел в абсолютном выражении. За единицу контекста принималось отдельное высказывание, которое в подавляющем большинстве случаев исчерпывалось одним предложением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: