Некоторые механизмы процесса взаимодействия в конфликтной ситуации

Взаимодействие в конфликтной ситуации может структу­рироваться как переговоры и как борьба, и выбор того или ино­го направления взаимодействия обусловлен разными факто­рами. Эти «стратегии» имеют определенные различия. Так, при переговорах зона согласия о допустимых действиях каж­дой из сторон более четко очерчена, поскольку, по определе­нию, переговоры подразумевают хотя бы минимальную коопе­рацию при решении проблемы, составляющей ядро конфлик­тной ситуации. При борьбе сторон некоторая зона согласия также имеется хотя бы потому, что обмен действиями проис­ходит в рамках данной системы, между данными партнерами, и это требует определенного общего языка, необходимого для понимания смысла проявляемого поведения. Однако в этом случае границы зоны согласия чрезвычайно размыты, крайне изменчивы, и сама эта зона, по-видимому, при каждой ситуа­ции прямого обмена действиями требует нового определения. Кроме того, конфликтное взаимодействие — это взаимодей­ствие, в котором исключается возможность минимальной ко­операции.

Тем не менее не следует забывать, что оба направления вза­имодействия относятся к объективно существующей кон­фликтной ситуации, и потому имеют ряд важных общих каче­ственных характеристик. Прежде всего конфликтная ситуация предполагает ориентированность ее участников на реализа­цию, достижение индивидуальной, а не общей цели. И этот фактор остается неизменным вне зависимости от выбранного общего направления взаимодействия. Иными словами, при конфликтной ситуации в рамках единой системы происходит индивидуальное решение проблемы каждым из участников этой системы. Специфика такого взаимодействия заключает­ся еще и в том, что каждый из участников, а также и некоторые характеристики системы в целом, выступают для другого главным образом как средство достижения индивидуальной цели. Само конфликтное состояние системы становится по­стоянным источником проблем для каждого из ее участников.

Ориентированность каждого из участников взаимодей­ствия на достижение собственной цели подразумевает необхо­димость блокировать путь к достижению цели для другого участника. Это означает, что каждому из них в ходе взаимо­действия приходится так или иначе преодолевать эти препят­ствия, т. е. постоянно решать проблемы, связанные с поиском новых путей и маневров, ведущих к достижению цели. Такая постоянная проблемность конфликтной ситуации также явля­ется важной объективной детерминантой индивидуального поведения.

И ориентация на достижение индивидуальной цели, и по­стоянная проблемность, свойственные конфликтной ситуа­ции, будут постоянно присутствовать как ее объективные ха­рактеристики вне зависимости от того, какое общее направле­ние взаимодействия будет выбрано. Осознание ситуации как конфликтной вызывает ощущения опасности, тревоги, страха, а это означает, что общая мобилизация личностных ресурсов увеличивается, и в состояние готовности к действию приво­дится весь набор необходимых для взаимодействия в кон­фликтной ситуации средств, которыми располагает каждый из его участников. Можно предполагать, что при протекании вза­имодействия в соответствии с любым из направлений меха­низмы выбора отдельных действий и структурирования пове­дения будут примерно одинаковыми, хотя могут проявляться в различных комбинациях и действовать с различной интен­сивностью.

В задачу данной статьи не входит исследование возможных сочетаний механизмов, определяющих взаимодействие в кон­фликтной ситуации и описание возможных последствий при, действии определенных сочетаний. Постараемся выделить некоторые реализующие взаимодействие в конфликтной си­туации механизмы поведения.

1. Механизм влияния.

Влияние в конфликтной ситуации описано главным обра­зом в экономических терминах, и ему уделяется достаточно серьезное внимание.

Механизм влияния имеет в конфликтной ситуации множе­ство проявлений, принимающих форму следующих тактик.

а) Демонстрация усиления собственных ресурсов. Эта так­тика заключается в том, что одна из сторон информирует дру­гую о том, что у нее есть реальная возможность увеличить соб­ственные ресурсы в такой мере, что они будут в значительной степени превышать ресурсы другой стороны. Этот тип такти­ки способен вызвать целый ряд реакций, располагающихся между двумя крайними полюсами. С одной стороны, это мо­жет побудить противную сторону предпринять действия, на­правленные на дополнительную мобилизацию собственных ресурсов. С другой стороны, если эта сторона оценит собствен­ное положение как значительно более слабое по сравнению с положением первой стороны, она может пойти на требуемые от нее уступки2.

б) Выжидание, удержание предыдущего состояния (вклю­чая некоторые уступки). Эта тактика часто применяется с це­лью получить дополнительную информацию о другой сторо­не. Выжидание, отсутствие действий со стороны одного из участников взаимодействия (в условиях более или менее рав­ного распределения сил) создает своего рода ситуацию не­определенности. В этом случае выжидающая сторона рассчи­тывает на то, что другая при имеющемся напряжении, связан­ном с самой конфликтной ситуацией, и при дополнительном напряжении, вызванном неопределенностью, совершит какое-то действие. Последнее станет для выжидающей стороны ис­точником хотя бы минимальной информации о реальном со­стоянии противника. Если выжидание становится слишком затяжным, выжидающая сторона может быть сама инициато­ром действий. Она может пойти на некоторые незначительные уступки, чтобы своим действием вызвать действие противни­ка, которое обеспечит ей нужную информацию.

в) Риск. Эта тактика может быть применена при условии как равенства, так и неравенства сил участников взаимодей­ствия. В обоих случаях тактика риска рассчитана на неожи­данный эффект действия рискующей стороны. Она предпри­нимает серию быстро следующих друг за другом максимально эффективных действий именно в тот промежуток времени, который необходим другой стороне для переопределения си­туации и выработки решения для ответных действий.

г) Принуждение. Чаще всего тактика принуждения может использоваться более сильной из сторон. Она может поста­вить более слабую сторону в условия дефицита времени, дик­туя ей такой промежуток времени для решения, который бу­дет явно недостаточным для того, чтобы у нее была возмож­ность взвесить альтернативы и выбрать оптимальную для себя. Далее, пользуясь позиционным преимуществом, более сильная сторона может навязать менее сильной такие условия, в которых уменьшатся и возможности ее сопротивления, и су­зится круг ее потенциальных и реальных действий.

д) Ложные маневры, дезинформация. Эта тактика является достаточно распространенной при взаимодействии в кон­фликтной ситуации, и это обусловлено самой природой ситу­ации. Достижение индивидуальной цели одним из участников взаимодействия происходит за счет другого, возможности ко­операции здесь минимальные, и потому каждый из участников вынужден для себя решать проблему получения информации. В такой ситуации каждый из участников будет стремиться скрыть свои слабые стороны, ибо, проявив их, он оказывается в худшей позиции по сравнению с тем, кто их скрывает.

Тактика ложных маневров и дезинформации становится важным приемом в информационном обмене сторон. Создавая у противника о себе ложные представления, скрывая свои сла­бые стороны, демонстрируя преимущества, которых в реаль­ности не существует, «выдавая» тактику, которая на самом деле применяться не будет, соответствующая сторона питает надежду на то, что противник станет строить свое поведение на основании полученной дезинформации. Если это произой­дет, сторона, применившая тактику дезинформации, получает либо некоторые временные преимущества для пересмотра и усиления ресурсов, либо возможность действовать неожидан­ным для противника образом.

Можно сделать следующее заключение. Механизм влия­ния через различные тактики способен обеспечить взаимодей­ствующим сторонам определенные преимущества. Одни типы влияющего поведения связаны с изменением меры вознаграж­дений и наказаний, существующих в данной системе взаимо­действия (как правило, при переговорах), другие определяют характер поведения и конечный результат взаимодействия. Так или иначе механизм влияния — это одна из важнейших составляющих, определяющих структурирование процесса взаимодействия в конфликтной ситуации. 2. Механизм научения.

Конфликтная ситуация как ситуация, несущая в себе угро­зу, опасность, делает адекватное поведение особенно важным для каждого из ее участников. Конфликтная ситуация реализу­ется как процесс взаимодействия сторон-участниц и потому представляет собой цепь сменяющих друг друга различных со­бытий. В ходе взаимодействия в условиях конфликтной ситуа­ции, как уже говорилось, участникам приходится постоянно иметь дело с решением проблем. Именно поэтому максимально мобилизуется способность человека к научению в проблемной (в данном случае конфликтной) ситуации, и правомерно говорить о действии специфического механизма научения — уско­ренно и направленно избирательного.

В деятельности этого механизма, очевидно, можно выде­лить по крайней мере два существенных аспекта.

1. Распознавание участниками личностных характеристик и набора тактик друг друга.

В ходе последовательных столкновений в процессе взаимо­действия стороны неизбежно проявляют какие-то свои личнос­тные характеристики и наиболее «заученные», предположи­тельные реакции или схемы поведения. По ходу взаимодей­ствия участники научаются понимать смысл действий другого. Важность этого аспекта научения в ходе взаимодей­ствия в конфликтной ситуации экспериментально подтверж­дена, в частности, в работах С. Зигеля и Л. Фурейкера1, а так­же группы исследователей под руководством А. Рапопорта.

2. Другим аспектом механизма научения, влияющего на ход взаимодействия, является то, что он позволяет каждому из участников ситуации расширять сферу возможных типов по­ведения. С одной стороны, такая возможность появляется у каждого из участников при наблюдении за поведением друго­го. Один из участников, например, может заметить, что при ряде столкновений противник применяет определенную так­тику, которая достаточно обеспечивает ему определенные пре­имущества. Перед данным участником взаимодействия от­крывается возможность «научиться» такому поведению и по­пытаться применить его в соответствующих условиях. Собственное поведение может вырабатываться как результат конструирования новых схем поведения и комбинаций имею­щихся наборов и способов действий по решению выбора дей­ствий, направленных против другой стороны. Здесь научение выступает как тренировка, как расширение инновационных и комбинаторных возможностей, столь необходимых в услови­ях напряжения, связанных с конфликтной ситуацией.

Таким образом, механизм научения в известной мере опре­деляет структурирование процесса развития конфликтного взаимодействия. С одной стороны, этот механизм обеспечива­ет такую структуру взаимодействия между людьми, где дей­ствия каждого из участников становятся взаимообусловлен­ными. С другой стороны, он структурирует процесс взаимо­действия как «открытый» и развивающийся, ибо обеспечивает включение и использование в поведении каждой из сторон новых элементов. При этом важно отметить, что эффектив­ность действия этого механизма связана с такими личностны­ми характеристиками, как ригидность, инерционность, неспо­собность к восприятию новой информации. Более «открытая» личностная система будет иметь при взаимодействии опреде­ленные преимущества и при наличии достаточных ресурсов может с большей вероятностью рассчитывать на выигрыш.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: