Взаимодействие в конфликтной ситуации может структурироваться как переговоры и как борьба, и выбор того или иного направления взаимодействия обусловлен разными факторами. Эти «стратегии» имеют определенные различия. Так, при переговорах зона согласия о допустимых действиях каждой из сторон более четко очерчена, поскольку, по определению, переговоры подразумевают хотя бы минимальную кооперацию при решении проблемы, составляющей ядро конфликтной ситуации. При борьбе сторон некоторая зона согласия также имеется хотя бы потому, что обмен действиями происходит в рамках данной системы, между данными партнерами, и это требует определенного общего языка, необходимого для понимания смысла проявляемого поведения. Однако в этом случае границы зоны согласия чрезвычайно размыты, крайне изменчивы, и сама эта зона, по-видимому, при каждой ситуации прямого обмена действиями требует нового определения. Кроме того, конфликтное взаимодействие — это взаимодействие, в котором исключается возможность минимальной кооперации.
Тем не менее не следует забывать, что оба направления взаимодействия относятся к объективно существующей конфликтной ситуации, и потому имеют ряд важных общих качественных характеристик. Прежде всего конфликтная ситуация предполагает ориентированность ее участников на реализацию, достижение индивидуальной, а не общей цели. И этот фактор остается неизменным вне зависимости от выбранного общего направления взаимодействия. Иными словами, при конфликтной ситуации в рамках единой системы происходит индивидуальное решение проблемы каждым из участников этой системы. Специфика такого взаимодействия заключается еще и в том, что каждый из участников, а также и некоторые характеристики системы в целом, выступают для другого главным образом как средство достижения индивидуальной цели. Само конфликтное состояние системы становится постоянным источником проблем для каждого из ее участников.
Ориентированность каждого из участников взаимодействия на достижение собственной цели подразумевает необходимость блокировать путь к достижению цели для другого участника. Это означает, что каждому из них в ходе взаимодействия приходится так или иначе преодолевать эти препятствия, т. е. постоянно решать проблемы, связанные с поиском новых путей и маневров, ведущих к достижению цели. Такая постоянная проблемность конфликтной ситуации также является важной объективной детерминантой индивидуального поведения.
И ориентация на достижение индивидуальной цели, и постоянная проблемность, свойственные конфликтной ситуации, будут постоянно присутствовать как ее объективные характеристики вне зависимости от того, какое общее направление взаимодействия будет выбрано. Осознание ситуации как конфликтной вызывает ощущения опасности, тревоги, страха, а это означает, что общая мобилизация личностных ресурсов увеличивается, и в состояние готовности к действию приводится весь набор необходимых для взаимодействия в конфликтной ситуации средств, которыми располагает каждый из его участников. Можно предполагать, что при протекании взаимодействия в соответствии с любым из направлений механизмы выбора отдельных действий и структурирования поведения будут примерно одинаковыми, хотя могут проявляться в различных комбинациях и действовать с различной интенсивностью.
В задачу данной статьи не входит исследование возможных сочетаний механизмов, определяющих взаимодействие в конфликтной ситуации и описание возможных последствий при, действии определенных сочетаний. Постараемся выделить некоторые реализующие взаимодействие в конфликтной ситуации механизмы поведения.
1. Механизм влияния.
Влияние в конфликтной ситуации описано главным образом в экономических терминах, и ему уделяется достаточно серьезное внимание.
Механизм влияния имеет в конфликтной ситуации множество проявлений, принимающих форму следующих тактик.
а) Демонстрация усиления собственных ресурсов. Эта тактика заключается в том, что одна из сторон информирует другую о том, что у нее есть реальная возможность увеличить собственные ресурсы в такой мере, что они будут в значительной степени превышать ресурсы другой стороны. Этот тип тактики способен вызвать целый ряд реакций, располагающихся между двумя крайними полюсами. С одной стороны, это может побудить противную сторону предпринять действия, направленные на дополнительную мобилизацию собственных ресурсов. С другой стороны, если эта сторона оценит собственное положение как значительно более слабое по сравнению с положением первой стороны, она может пойти на требуемые от нее уступки2.
б) Выжидание, удержание предыдущего состояния (включая некоторые уступки). Эта тактика часто применяется с целью получить дополнительную информацию о другой стороне. Выжидание, отсутствие действий со стороны одного из участников взаимодействия (в условиях более или менее равного распределения сил) создает своего рода ситуацию неопределенности. В этом случае выжидающая сторона рассчитывает на то, что другая при имеющемся напряжении, связанном с самой конфликтной ситуацией, и при дополнительном напряжении, вызванном неопределенностью, совершит какое-то действие. Последнее станет для выжидающей стороны источником хотя бы минимальной информации о реальном состоянии противника. Если выжидание становится слишком затяжным, выжидающая сторона может быть сама инициатором действий. Она может пойти на некоторые незначительные уступки, чтобы своим действием вызвать действие противника, которое обеспечит ей нужную информацию.
в) Риск. Эта тактика может быть применена при условии как равенства, так и неравенства сил участников взаимодействия. В обоих случаях тактика риска рассчитана на неожиданный эффект действия рискующей стороны. Она предпринимает серию быстро следующих друг за другом максимально эффективных действий именно в тот промежуток времени, который необходим другой стороне для переопределения ситуации и выработки решения для ответных действий.
г) Принуждение. Чаще всего тактика принуждения может использоваться более сильной из сторон. Она может поставить более слабую сторону в условия дефицита времени, диктуя ей такой промежуток времени для решения, который будет явно недостаточным для того, чтобы у нее была возможность взвесить альтернативы и выбрать оптимальную для себя. Далее, пользуясь позиционным преимуществом, более сильная сторона может навязать менее сильной такие условия, в которых уменьшатся и возможности ее сопротивления, и сузится круг ее потенциальных и реальных действий.
д) Ложные маневры, дезинформация. Эта тактика является достаточно распространенной при взаимодействии в конфликтной ситуации, и это обусловлено самой природой ситуации. Достижение индивидуальной цели одним из участников взаимодействия происходит за счет другого, возможности кооперации здесь минимальные, и потому каждый из участников вынужден для себя решать проблему получения информации. В такой ситуации каждый из участников будет стремиться скрыть свои слабые стороны, ибо, проявив их, он оказывается в худшей позиции по сравнению с тем, кто их скрывает.
Тактика ложных маневров и дезинформации становится важным приемом в информационном обмене сторон. Создавая у противника о себе ложные представления, скрывая свои слабые стороны, демонстрируя преимущества, которых в реальности не существует, «выдавая» тактику, которая на самом деле применяться не будет, соответствующая сторона питает надежду на то, что противник станет строить свое поведение на основании полученной дезинформации. Если это произойдет, сторона, применившая тактику дезинформации, получает либо некоторые временные преимущества для пересмотра и усиления ресурсов, либо возможность действовать неожиданным для противника образом.
Можно сделать следующее заключение. Механизм влияния через различные тактики способен обеспечить взаимодействующим сторонам определенные преимущества. Одни типы влияющего поведения связаны с изменением меры вознаграждений и наказаний, существующих в данной системе взаимодействия (как правило, при переговорах), другие определяют характер поведения и конечный результат взаимодействия. Так или иначе механизм влияния — это одна из важнейших составляющих, определяющих структурирование процесса взаимодействия в конфликтной ситуации. 2. Механизм научения.
Конфликтная ситуация как ситуация, несущая в себе угрозу, опасность, делает адекватное поведение особенно важным для каждого из ее участников. Конфликтная ситуация реализуется как процесс взаимодействия сторон-участниц и потому представляет собой цепь сменяющих друг друга различных событий. В ходе взаимодействия в условиях конфликтной ситуации, как уже говорилось, участникам приходится постоянно иметь дело с решением проблем. Именно поэтому максимально мобилизуется способность человека к научению в проблемной (в данном случае конфликтной) ситуации, и правомерно говорить о действии специфического механизма научения — ускоренно и направленно избирательного.
В деятельности этого механизма, очевидно, можно выделить по крайней мере два существенных аспекта.
1. Распознавание участниками личностных характеристик и набора тактик друг друга.
В ходе последовательных столкновений в процессе взаимодействия стороны неизбежно проявляют какие-то свои личностные характеристики и наиболее «заученные», предположительные реакции или схемы поведения. По ходу взаимодействия участники научаются понимать смысл действий другого. Важность этого аспекта научения в ходе взаимодействия в конфликтной ситуации экспериментально подтверждена, в частности, в работах С. Зигеля и Л. Фурейкера1, а также группы исследователей под руководством А. Рапопорта.
2. Другим аспектом механизма научения, влияющего на ход взаимодействия, является то, что он позволяет каждому из участников ситуации расширять сферу возможных типов поведения. С одной стороны, такая возможность появляется у каждого из участников при наблюдении за поведением другого. Один из участников, например, может заметить, что при ряде столкновений противник применяет определенную тактику, которая достаточно обеспечивает ему определенные преимущества. Перед данным участником взаимодействия открывается возможность «научиться» такому поведению и попытаться применить его в соответствующих условиях. Собственное поведение может вырабатываться как результат конструирования новых схем поведения и комбинаций имеющихся наборов и способов действий по решению выбора действий, направленных против другой стороны. Здесь научение выступает как тренировка, как расширение инновационных и комбинаторных возможностей, столь необходимых в условиях напряжения, связанных с конфликтной ситуацией.
Таким образом, механизм научения в известной мере определяет структурирование процесса развития конфликтного взаимодействия. С одной стороны, этот механизм обеспечивает такую структуру взаимодействия между людьми, где действия каждого из участников становятся взаимообусловленными. С другой стороны, он структурирует процесс взаимодействия как «открытый» и развивающийся, ибо обеспечивает включение и использование в поведении каждой из сторон новых элементов. При этом важно отметить, что эффективность действия этого механизма связана с такими личностными характеристиками, как ригидность, инерционность, неспособность к восприятию новой информации. Более «открытая» личностная система будет иметь при взаимодействии определенные преимущества и при наличии достаточных ресурсов может с большей вероятностью рассчитывать на выигрыш.