Послеконфликтная ситуация (латентный период)

Частичная нормализация отношений - негативные эмоции не исчезли; происходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру.

Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствуют преодо­ление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.

В конфликте можно выделить временной отрезок, который характеризуется дифференциацией сторон. Конфликт развивается по восходящей, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции.

Причины конфликтов

Причины конфликтов делятся на две основные группы:

1) объективные, заключающиеся реальных причинах, предрасполагающих субъектов конфликта к конфликтному противоборству, и

2) субъективные, выражающиеся преимущественно в личностных особенностях индивидов, выступающих субъектами конфликта.

К числу объективных причин конфликтов относятся такие обстоятельства социального взаимодействия людей, которые приводят к столкновению их интересов, мнений, установок и т. п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки - объективного компонента предконфликтной ситуации.

Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия. В любой ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликтный способ реагирования - субъективны.

При рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликтов можно отметить, что жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, неправомерно; нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен, помимо субъективных, и объективными причинами. У любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин.

Объективные причины конфликтов:

1.Распределение ресурсов. В организации материальные ресурсы ограничены, руководство должно решать, как распределить материалы, информацию, финансы между разными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Люди, как правило, ближе к сердцу принимают собственные проблемы и желают получить больше, а не меньше

2.Неэффективное управление в виде неадекватного распределения объема и видов работ, ответственности за выполнение работы; слабого контроля за соблюдением трудовой и технологической дисциплины (например, когда заведующий отделением, не умея заставить работать безответственного врача, перекладывает часть работы на другого, более исполнительного врача).

3.Различное отношение к проблеме в связи с различиями в знаниях, целях, методах, осведомленности, квалификации. (например, когда врач стационара не может обеспечить пациента бесплатными лекарствами и относится к этому как к неизбежному злу, а пациент относится к этому, как к злому умыслу со стороны врача.

4.Несоответствие поведения сотрудников или клиентов принятым в организации или ее подразделении неформальным нормам («неписанным правилам») поведения (например, когда только что принятый на работу врач отказывается от дежурства в новогоднюю ночь, нарушая одну из подобных норм).

5.Различия в целях. Подразделения организации и даже отделы имеют свои цели, несут ответственность за их достижение, получают плату за конечный результат. Поэтому они могут уделять больше внимания их достижению, чем целям всей организации.

6.Различия в представлениях и ценностях. Различия в ценностях – очень распространенная причина конфликта. Вместо того, чтобы объективно оценивать ситуацию, люди акцентируются на тех взглядах и аспектах ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы и личных потребностей.

7.Неудовлетворительная коммуникация. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликтов. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других.

8.Несбалансированность рабочих мест. Частый источник конфликтов в организации. Имеет место, когда должностная функция не подкреплена в полной мере средствами и соответственно – правами и властью.

Говоря о субъективных причинах конфликтов, необходимо учитывать, что взятые в отдельности и даже в определенном сочетании темперамент, характер, система ценностей, система потребностей, «Я-концепция» и другие общие параметры личности могут предрасполагать и побуждать к конфликту, но только при определенных объективных условиях. При других объективных условиях те же личностные параметры могут, наоборот, сыграть роль факторов, препятствующих развитию конфликта.

Потенциальной причиной конфликтов выступают также потери и искажения информации не только при общении оппонентов, но и в самом восприятии людьми окружающего мира. Человек достаточно избирательно воспринимает бесконечно многообразную информацию об окружающем. Роль «фильтра» играют ценности, мотивы, цели, которые зависят от мировоззрения человека, его образованности, профессионализма, нравственности, культуры, жизненного опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: