УТВЕРЖДАЮ
__________________________
(должность)
__________________________
(подпись, Ф.И.О.)
" " ______________ 20___ г.
__________________________
(дата дополнений и изменений)
_______________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_________________________ СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА ______________________
(наименование дисциплины)
Направление подготовки (специальности):
_____________________ 040100.62 Социология_______ ____________________________
Квалификация (степень) выпускника:_________ бакалавр ___________________________
(бакалавр/специалист/магистр)
Форма обучения: ____________ очная ___________________________________________
(очная, очно-заочная и др.)
Цикл дисциплин:__ профессиональный цикл дисциплин _______________________
(ГСЭ, МиЕН, ОП, СД, ДС и тд.)
Трудоемкость дисциплины (з.е./ часов): __ 4 _ / _ 144 _
Вид учебной работы | Часы | Семестры | |||||||
З.е | Ч | ||||||||
Аудиторные занятия (АЗ) (всего), в том числе: | |||||||||
Лекции (ЛК) | |||||||||
Практические занятия: (ПЗ) | |||||||||
Из них: рубежный контроль (тестирование) (РК) | |||||||||
% интерактивных форм обучения от АЗ по дисциплине | |||||||||
Самостоятельная работа (СР) (всего), в том числе: | |||||||||
Курсовая работа: (КР) | - | - | |||||||
Подготовка к экзамену | |||||||||
Расчетно-графические работы (РГР) | |||||||||
Научно-исследовательская работа (НИР) | |||||||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен): | Экзамен | Экзамен | |||||||
Общая трудоемкость дисциплины и трудоемкость по семестрам: |
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
|
|
Дисциплина «Социология конфликта» относится к профессионального циклу дисциплин. Она призвана способствовать расширению теоретического горизонта, который формируются в процессе освоения ряда дисциплин основной образовательной программы как: «Основы социологии», «Социология организаций», «Социология управления», «Социология труда», и др. и, вместе с тем, содействовать выработке и усилению аналитических компетенций, а также экспертных навыков, развитие которых обеспечивается конкретно-практическими дисциплинами.
Особенность дисциплины «Социология конфликта» для социологов состоит в том, что она дает возможность систематически представить социальную природу конфликта и разнообразные контексты их существования и в соответствии с этим по-новому организовать уже полученные знания по социологии. Формирование у студентов-социологов представления о социологических перспективах анализа конфликтов и возможном вкладе социологических исследований в понимание жизни общества создает необходимый фундамент для освоения дисциплин изучаемых в модуле социологических теорий и практик.
|
|
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины - дать студентам целостное представление о предмете, основных категориях, сущностных характеристиках теории и основных концепциях социологии конфликта, различных методологических подходах анализа его социальной природы, методике проведения социологических исследований. Научить студентов деятельности по предотвращению, управлению и разрешению конфликтных ситуаций на основе анализа конкретных практических задач.
Задачи дисциплины:
· Раскрыть сущность конфликта как социального явления, особенности его теоретико-методологического анализа различными научными школами, в т.ч. современной социологии;
· Рассмотреть основные проблемы конфликтологии в их связи с формированием социальной структуры, социальных взаимодействий и социального общения;
· Раскрыть особенности формирования социокультурной среды конфликта, его динамику и функции;
· Ознакомить с особенностями объективных и субъективных оснований конфликтности в процессе социального взаимодействия, целей и функций конфликтов;
· Провести практические занятия по формированию навыков управления конфликтными взаимодействиями и ведению переговоров в ходе предотвращения и разрешения конфликтов;
· Научить раскрывать особенности межличностных и межгрупповых стилей регулирования конфликтов;
· Показать особенности формирования ценностного и функционально-целевого компромисса;
· Раскрыть методику социологических исследований социокультурных конфликтов.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
- быть способным использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);
- быть способным анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
- быть способным понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- быть способным участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);
- уметь обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);
- быть способным и готовым к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные категории понятийного аппарата, научные школы и концепции теории конфликта, различные подходы к изучению социального конфликта, его характеристики.
Уметь: анализировать социальные конфликты в условиях социальных изменений, происходящих в обществе, строить модели их протекания и способы разрешения.
|
|
Владеть: приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.