Дополнительные материалы для выполнения задания 1

Эксперимент в науке – это искусственное изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. Словом «эксперимент» часто объединяют такие понятия как поиск, опытная работа, опытно-экспериментальная работа. Отличие эксперимента от опытно-экспериментальной работы заключается, по – мнению В. Краевского, в том, что эксперимент имеет целью раскрыть сущность, закономерности явления. Опытно-экспериментальная работа служит для проверки уже обоснованных в теории положений, методов, технологий.

Планирование эксперимента важный этап научно исследовательской работы, который обычно завершается составлением программы экспериментаи разработкой его графика.Типовая струк­тура программы эксперимента имеет следующий вид.

Общие данные об эксперименте:

§ Тема эксперимента.

§ Общая характеристика места проведения эксперимента.

§ Общая характеристика участников эксперимента.

§ Виды и типы (модель) эксперимента.

Научный аппарат эксперимента:

§ Теоретические основы эксперимента (опорные теории, основные понятия).

§ Цель экспериментального исследования.

§ Экспериментальная гипотеза.

§ Описание независимых переменных.

§ Описание зависимых переменных.

§ Методы диагностирования независимых переменных.

§ Методы диагностирования зависимых переменных.

§ Методы обработки эмпирических данных.

Организация эксперимента:

§ Материально-техническое обеспечение эксперимента.

§ Методическое обеспечение эксперимента.

§ Организационная подготовка эксперимента.

§ Психологическая подготовка участников эксперимента.

§ График проведения эксперимента.

В педагогической науке используют несколько сценариев проведения опытной работы.

Работа проходит с двумя объектами: контрольной и экспериментальной группой. При таком сценарии должно быть четкое и подробное обоснование выбора контрольной и экспериментальной групп, до начала работы должно проводиться диагностическое исследование двух групп, а после завершения плана – итоговая проверка. Главный недостаток данного сценария заключается в том, что найти все абсолютно идентичные группы (и даже двух абсолютно одинаковых людей) невозможно.

Второй сценарий заключается в проведении опытной работы только в экспериментальных группах. Результативность апробируемых новшеств оценивается по динамике экспериментальных групп. До начала эксперимента проводятся контрольные срезы, которые повторяются после окончания работы.

Третий сценарий называют еще «выращиванием эксперимента». Такие исследования чаще всего проводят практики образования, которые участвовали в проведении опытно-экспермиентальной работы в своих образовательных учреждениях, авторское исследование является частью всей работы школы. В таком сценарии трудно определить четкие временные границы опытной работы, магистрант может использовать результаты опытной работы, проведенной до осуществления собственного исследования.

Четвертый сценарий проведения эксперимента сегодня многие эксперты называют наиболее продуктивным. Исследователь является соучастником ряда экспериментов, проектов, в рамках которых происходит апробация его идей на разных площадках (в школе, учреждении дополнительного образования и др.).

2. Проанализируйте гипотезу исследования и определите возможное содержание и логику проведения эксперимента.

Эффективная организация профадаптационной работы в многоуровневом многопрофильном образовательном учреждении будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей личности в профессиональном самоопределении, самореализации, личностном росте в том случае, если:

· будут выявлены и реализованы условия организации успешной профессиональной адаптации учащихся в многоуровневых многопрофильных образовательных учреждений;

· профадаптационная работа будет организована с учетом характерных этапов и фаз процесса профессиональной адаптации;

· основное содержание профадаптационной работы будет ориентировано на завершенность каждой ступени с учетом срока обучения;

· методы и средства профадаптационной работы будут адекватно соответствовать психофизиологическим особенностям учащихся данного возраста;

· будут определены критерии эффективности профадаптационной работы на каждой ступени обучения.

В данном исследовании экспериментальная часть может состоять в ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Составьте план своей опытно–экспериментальной работы, определите ее этапы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 6 Основные виды представления научно-исследовательской работы и исследовательских данных

Вопросы для обсуждения:

1. Основные требования к магистерской диссертации.

2. Требования к различным формам научных работ (статьи, тезисы, доклады, диссертации).

3. Оформление и подготовка к защите магистерской диссертации.

Задание:

1. Изучите информацию о конференциях, проводимых в вашем вузе и других организациях, выберите ту, которая подходит вам по тематике магистерской диссертации и подготовьте доклад (статью) по обоснованию актуальности темы своей диссертации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: